Теофиль Готье «Капитан Фракасс»
Мы продолжаем рассказ об искусстве фехтования, начатый двумя предшествующими материалами. Тогда речь главным образом шла о книгах, написанных как в эпоху Средневековья, так и в эпоху Ренессанса, которые являлись пособиями для всех тех, кто желал научиться фехтовать. Конечно, многое, вне всякого сомнения, должна была давать практика, но и описание тех или иных приемов вкупе с красивыми и точными иллюстрациями, тоже позволяло чему-то научиться. Но вот интересно, а кто были эти люди, которые писали и иллюстрировали все эти трактаты? Были они мастерами-фехтовальщиками, ушедшими на покой и решившими оставить после себя нечто вещественное, или напротив – амбициозными молодыми людьми, спешащими громко заявить о своих достижениях в этом искусстве? Или же это были люди просто «интересующиеся предметом», изучавшими фехтование по книгам?
К сожалению, о многих авторах фехтовальных трактатов известно очень мало. Так мало, что вся информация о них умещается всего в одной-двух строчках. Вот почему тем интереснее будет узнать об одном из них, человеке, о котором известно многое и который навсегда останется в памяти «благодарного человечества», как автор одного из самых впечатляющих трудов по фехтованию своего времени. Этот человек Паулюс Гектор Майр (1517–1579). О нем и его трудах и пойдет сегодня наш рассказ…Родился он в городе Аугсбурге, городе оружейных и доспешных мастеров, в богатой и влиятельной семье местных аристократов. Обучался ли он в юные годы фехтованию? Вне всякого сомнения, иначе как бы он мог защитить свою фамильную честь в случае нанесенного ему оскорбления? Считается, что он рано увлекся и трактатами по фехтованию, дополняя, так сказать, практику теорией, и наоборот.
Государственную службу он начал в качестве секретаря городского совета Аугсбурга. По служебной лестнице он продвигался вполне успешно: в 1537 году он уже советник аугсбургской управы, а к 1541 году и вовсе стал уже городским казначеем – должность, которую в те годы доверяли только людям, известным своей честностью. В 1545 году он также занял должность провиантмейстера, то есть в его руках оказались все закупки провианта для городского ополчения. Военная карьера Майра покрыта мраком неизвестности, но будучи гражданином вольного города, он должен был участвовать в военных действиях каждый раз, когда городское ополчение шло на войну. А поскольку принадлежал он к знати, то и служить должен был не в пехоте, а в коннице.
Зато совершенно точно известно, чем он занимался в часы досуга. Он коллекционировал трактаты по фехтованию и прочие книги по военной истории. Воспитание в детском возрасте оказывает сильное воздействие и часто определяет всю дальнейшую судьбу человека. Вот и Майр, получивший традиционное аристократическое воспитание, по-видимому, считал (впрочем, и не он один!), что забвение средневековых боевых искусств есть самая настоящая трагедия. Впрочем, такая идеализация прошлого была характерна не только для людей того времени. Сплошь и рядом это встречается и у многих наших граждан сегодня.
Как бы там ни было, он считал, что искусство фехтования оказывает очень сильное и формирующее воздействие на характер мужчин. Но если многие его современники стремились к обновлению традиционных систем фехтования с тем, чтобы применить их в современных условиях, Майр был в большей степени заинтересован в сохранении исторического опыта. В итоге где-то во второй половине 1540-х годов ему пришла в голову мысль создать свою собственную книгу, в которой ему захотелось представить все известные ему виды вооруженной борьбы. В итоге это вылилось в то, что впоследствии стало самым обширным сборником среди немецких трактатов по фехтованию из когда-либо созданных, а именно – в массивную двухтомную рукопись, в которой были собраны практически все трактаты по фехтованию, до которых он смог дотянуться.
Причем он не стал копировать иллюстрации из чужих рукописей, хотя это было бы проще всего и, несомненно, дешевле. Он нанял художника Йорга Бреу Младшего для создания иллюстраций к его тексту и двух аугсбургских фехтовальщиков, чтобы они позировали художнику при подготовке иллюстраций. Этот амбициозный проект обошелся ему в круглую сумму, а реализация его заняла не меньше четырех лет. В конечном итоге было изготовлено целых три копии этого сборника, причем каждая из которых была более обширная, нежели предыдущая. Первая (MSS Dresden C.93/C.94) была написана на раннем нововерхненемецком языке, вторая и наиболее амбициозная в художественном плане (Cod. icon. 393) – на новой латыни и, наконец, более грубая третья версия (Cod. 10825/10826) включала текст на двух языках.
Тогда же с 1540-х годов Майр начал покупать старые рукописи о фехтовании, некоторые из которых он покупал у своего коллеги-коллекционера Линхарта Соллингера, а другие – на аукционах. Возможно, наиболее значительным из всех его приобретений был частично завершенный трактат Антониуса Раста, «мастера длинного меча», и трехкратного капитана фехтовальной гильдии Марксбрюдера. Почтенный мастер оставил его незавершенным, когда умер в 1549 году, а в 1553 году Майр выпустил полное руководство по фехтованию на его основе. В числе имевшихся у Майра книг по фехтованию были следующие:• Кодекс I.6.2º.1 – Копия одного из руководств по фехтованию Ганса Тальхоффера, возможно, MS XIX.17-3; • Кодекс I.6.2º.2 – сборник трактата Йорга Вильхальма о длинном мече и репродукции рукописи «Изучение рыцарского искусства фехтования» Лиенхарта Золлингера;• Кодекс I.6.2º.3 – копия Кодекса I.6.4º.5 с текстом, составленным Хаттером;• Кодекс I.6.2º.4 – черновик Йорга Бреу для его работы над трактатами Майра; • Кодекс I.6.2º.5 – Сборник записей гильдии фехтовальщиков Марксбрюдера, Ганса Меделя «Сводного выступления» Лихтенауэра, дополнительных учений Меделя и гравюр по фехтованию Мартена ван Хемскерка;• Кодекс I.6.4º.2 – сборник из двух трактатов Аугсбургской группы и гораздо более старой серии рисунков по фехтованию без подписей, известной как «Псевдо-Гладиаторий»; • Кодекс I.6.4º.5 – черновик Йорга Вильхальма;• MS E.1939.65.354 – Руководство Грегора Эрхарта по фехтованию (ранее Кодекс I.6.4º.4.);• Рейхсштадт «Schätze» Nr. 82 – Расширенная и законченная версия заметок Антониуса Раста по фехтованию. А теперь можно и головой о землю ударить…Майр также использовал несколько печатных книг в качестве исходного материала для своих сборников и, предположительно, принадлежащие ему копии, в том числе «Искусство старых фехтовальщиков» (напечатанный Кристианом Эгенольфом), «Опера Нова» Ахилла Мароццо и «Борцовское искусство» Фабиана фон Ауэрсвальда.
Надо отметить, что Майр не только тратил невероятные суммы денег на свои фехтовальные увлечения, но и вообще вел расточительный образ жизни и поддерживал свое политическое влияние, проводя дорогие вечеринки и устраивая развлечения для горожан и патрициев Аугсбурга. Эта привычка жить не по средствам в течение десятилетий истощила богатство его семьи, что в конечном итоге привело к тому, что он продал латинскую версию своей рукописи по фехтованию (заработав приличную сумму в 800 флоринов) и, увы, начал присваивать деньги из городской казны Аугсбурга.
Многие годы эти хищения оставались незамеченными (или, возможно, их старались не замечать), пока, наконец, некий недовольный помощник Майра не сообщил о его злоупотреблениях в городской совет Аугсбурга в 1579 году, что спровоцировало проверку его бухгалтерских книг. В результате факт хищений получил полное подтверждение, а сам Майр был арестован, предан суду и повешен как вор в возрасте 62 лет.
После смерти Майра его имущество (включая его библиотеку) было продано на аукционе, чтобы возместить хотя бы часть присвоённых им средств. В общем, для потомков Майр остается одной из самых влиятельных фигур в истории искусства фехтования. Завершив трактат по фехтованию Антониуса Раста, Майр сохранил ценную информацию об аугсбургских традициях фехтования; его собственные работы впечатляют, как своим художественным, так и практическим уровнем, а его обширные комментарии к иллюстрациям по фехтованию позволяют превратить в полезные учебные пособия то, что в противном случае было бы простым курьёзом. Наконец, купив так много важных трактатов по фехтованию, ему удалось сохранить их для будущих поколений. Ведь все они были перекуплены сказочно богатой семьей Фуггеров и в конечном итоге попали в библиотеку Аугсбургского университета, где они и находятся по сей день. Большая часть текстов самого Майра представляет собой его трактовку старых трактатов, перечисленных выше, включая добавление описательного содержания к иллюстрациям без подписи.
Дрезденская версия оформлением больше всего напоминает стиль Бреу, что позволяет предположить, что это была первая выпущенная копия. Мюнхенская копия содержит дополнительные разделы к дрезденской, в неё добавлен турнирный раздел, а венская также дополняет мюнхенскую. Поэтому, скорее всего, именно в таком порядке они и создавались. Ну, а вывод такой: если бы он не проворовался, глядишь, до нас и не дошла бы такая красивая книга о прошлом. Только и всего!