В сети появился интереснейший документ, проливающий свет на логику протестов крымских татар против российских властей. Это обращение ныне изгнанного с территории Крыма главы Меджлиса Мустафы Джемилева к американскому сенатору Кристоферу Мёрфи. В этом обращении глава Меджлиса просит выделить дополнительные деньги на протестные акции и передвинуть их сроки. Поскольку крымские татары «категорически отказываются протестовать в разгар курортного сезона».
Там в нескольких абзацах текста можно найти массу прекрасного. Например, крымско-татарских бизнесменов, общественных и религиозных лидеров, которые лояльны российским властям, Джемилев называет «предателями». Говорит и о том, что «более половины активных татар не хотят принимать участия в протестах». Активные татары - это такой эвфемизм, означающий «этнических оппозиционеров». Половина из этой оппозиции после отъезда Джемилева внезапно решила, что не так уж плохо им в Крыму живется и протесты им не нужны.
Ну, если только за деньги, по всей видимости. При этом Джемилев напирает на вопрос «целостности Украины» и, естественно, воссоединение Крыма с Россией называет не иначе, как «оккупацией». Есть и еще один любопытный пассаж. Глава Меджлиса говорит о том, что Мёрфи заверил его в том, что деньги на протесты выделят американские фонды поддержки демократии. Но фонды не финансируют активность Джемилева и Меджлиса, поскольку «соответствующих распоряжений им не поступало».
Первое и самое важное в этой истории - это механика протеста. Без американских денег, получается, демократические протесты как-то не задаются. Ну, не нужны они, оказывается, огромной части протестующих. Даже крымским татарам не нужны, которые добивались отдельного для себя статуса на территории ещё украинского Крыма и занимали земли в обход законных процедур. Теперь, когда они при российских властях получили определенный статус, а землю и жилье получают в рамках прозрачных юридических процедур, и протестовать-то вроде уже не надо. Но Джемилеву протеста хочется. И для протеста нужны деньги.
Второй, весьма интересный момент - это риторика главы Меджлиса по поводу «предателей». Логика, конечно, прекрасная. Кто не с нами - тот предатель. Кто не хочет участвовать в балагане и нагнетании политической напряженности в Крыму, кто не хочет себе в убыток ради сытого существования Джемилева протестовать - тот окончательный враг. Вот интересно, после публикации этого документа насколько убавится количество сторонников Меджлиса и Джемилева даже в оппозиционном сегменте крымско-татарского сообщества? Есть подозрение, что существенно.
Плюс нужно понимать, что нынешние лидеры крымских татар уже вписаны в систему власти на полуострове и имеют вполне легальное, официальное представительство с официальными же рычагами влияния и управления. Ну и зачем им на ровном месте устраивать революцию? Тем более, что при нынешней, российской, власти крымским татарам действительно живется лучше, чем за все 23 года украинской. В общем, можно сказать, что дела с протестами у Джемилева совсем плохи. И действительно: в последнее время ни о каких громких оппозиционных акциях со стороны крымско-татарской диаспоры ничего не слышно.
Не менее важен и момент с отказом в финансировании. Фонды, подотчетные Конгрессу США, перестали давать деньги на протесты татар в Крыму. И вот это говорит уже очень о многом.
Во-первых, о том, что Джемилева в США более не рассматривают как хоть сколько-то значимую и серьезную фигуру в политической игре. Равно как и крымских татар как протестную силу. Во-вторых, такой отказ в деньгах - это, без малого, фактическое признание итогов крымского референдума.
Просто если бы в США были малейшие сомнения в действительности волеизъявления крымчан, малейшие подозрения на то, что референдум «прошел под дулами автоматов», Джемилев и любые другие крымские оппозиционеры получали бы деньги чемоданами. Дестабилизировать ситуацию до стадии Майдана в регионе имеет смысл тогда, когда общественное мнение колеблется и внутренние противоречия имеют место быть. То есть ровно в тот момент, когда и без внешних вливаний ситуация нестабильна.
Если бы результаты референдума были «липовыми», не сомневайтесь, Конгресс бы раскошелился по полной. Сделал бы всё, чтобы Крым отошел от России. Но финансирования нет и, судя по всему, не предвидится. Потому что в Белом Доме и Конгрессе ясно понимают: бессмысленно тратить деньги там, где это не даст никакой политической отдачи. Так что придется господину Джемилеву сидеть на голодном пайке, а Крым наш. Это теперь признают, хоть и в кулуарах, хоть и чисто финансово, но и наши западные «партнёры».