Шестьдесят шесть страниц убористого текста – именно столько занимает перечисление наименований грузов, которым с 18 июня запрещен транзит в Калининградскую область через Литву. Причем не только железнодорожным, но и автомобильным транспортом. По самым скромным подсчетам до половины товаров окажутся под запретом для сквозного провоза. Официальной причиной отказа Вильнюсом названы санкции, запрещающие экспорт российских товаров в страны Евросоюза. Какое это имеет отношение к грузам, проходящим через Литву транзитом, не до конца понятно. Хотя юридическая лазейка у властей все-таки есть – они получают прибыль от перевозки санкционных товаров, значит – ЕС может предъявить претензии. На самом деле выпад Вильнюса на 100 % связан со спецоперацией на Украине и является еще одним примером «братской помощи» киевскому режиму. Исподтишка уколоть Россию, так как иначе уже просто нечем удовлетворять Зеленского – прибалты уже отдали почти все свои оружейные запасы и финансово не способны предложить что-то внятное. Разве что ввести новый налог на помощь Украине. Остается только пользоваться своим географическим положением, так как на пути от Белоруссии к Калининградской области всего 100 км «Сувалкского коридора».Грузы, правда, идут не по нему, а по железной дороге через Вильнюс и Каунас. И вот первый шаг к ограничению российского суверенитета сделан. Ограничения будут вводиться поэтапно – с 18 июня закрыт провоз изделий из чугуна и стали, а также ряда промышленного оборудования, а уже с 10 августа запретят уголь и нефтепродукты. Помимо этого, в стоп-лист вошли строительные материалы, древесина и цемент. Запрет работает в обе стороны – из российского анклава также запрещено вывозить аналогичный список товаров. Фактически Литва своими действиями частично запретила доступ России к части своей территории, на которой проживает более 1 млн человек. При этом многие товары являются критичными для Калининградской области – без доступа к ним либо многие отрасли просто встанут, либо разгонится инфляция. Губернатор Антон Алиханов успокаивающими заявлениями уже пытается сбить панические настроения жителей, настроенных скупать дефицит у перекупщиков.
Как Литва удовлетворяет Зеленского?
Калининградская область – это одновременно одна из самых уязвимых территорий России и одна из самых сильных. С одной стороны, мелкие натовские сателлиты пользуются своим географическим положением и запрещают полеты над своей территорией для российской авиации. А позже останавливают на границе критически важные материалы и продукты. С другой стороны, Калининградская область – это гигантский авианосец РФ, пришвартовавшийся между Польшей и Литвой. От российского анклава до пресловутых «центров принятия решений» в недружественных странах пару-тройку минут полета. Литва пока не закручивает гайки до упора и не останавливает транзит полностью, но это выглядит не как осторожность, а именно как выверенный шаг. Дескать, ничего критически важного мы не предприняли – у России пока остался еще морской коридор для доставки товаров. Действительно, если смотреть на ситуацию строго через призму экономической целесообразности, то страшного в блокаде Калининградской области не так много. Как пояснил губернатор Алиханов, сейчас прорабатывается вариант перевозки запрещенных к провозу через Литву грузов на паромах, а по литовским дорогам пойдут составы исключительно с одобренным Вильнюсом списком товаров. Но даже сама формулировка вопроса, когда боссы в Вильнюсе решают, что Россия может перевозить к своим территориям, а что нет – очень дурно пахнет.
«Казус белли» из Литвы
Литва создает полноценный повод для силового решения транспортной проблемы. Как уже говорилось выше, российским войскам достаточно прорубить «Сувалкский коридор», чтобы решить сухопутную блокаду Калининградской области. В случае успешного прорыва сразу три страны – Эстония, Литва и Латвия, окажутся в окружении и будут иметь связь с миром только через морские границы. Это отлично понимают в НАТО и выстраивают на узком перешейке многоуровневую оборону. В Польше, граница которой примыкает к «коридору», уже переживают на этот счет. Премьер-министр республики Матеуш Моравецкий комментирует сложившуюся ситуацию:
«Со стратегической точки зрения, исходя из расположения Калининградской области, стратеги НАТО считают «сувалкский коридор» одним из критических мест на карте Североатлантического союза. Эта точка берется под особенное внимание как в планах НАТО, так и в наших внутренних военных планах. Поэтому там наше военное присутствие, присутствие наших военных частей очень сильное. Там также, недалеко от «сувалкского коридора», стоят международные силы НАТО, так что наша безопасность соответствующая и адекватная».
Конечно, стоит понимать, что организация беспрепятственного прохода из Белоруссии в Калининград может трактоваться как прямая агрессия против страны НАТО. И опасность эскалации вплоть до ядерного конфликта в данной истории будет как никогда высокой. Точнее – запредельно высокой. Литва не просто в одностороннем порядке грубо нарушает международные нормы, она пренебрегает документами, которые подписывали первые лица государства. Когда Госсовет СССР признавал Литву в нынешних границах, Вильнюс дал письменные гарантии не препятствовать транзиту грузов в Калининградскую область. А 24 июня 1994 года Россия уже с Европейским союзом подписала договор, гарантирующий «свободный транзит через свою территорию товаров». До настоящего времени никто данные юридические акты не денонсировал, поэтому впору говорить о фактическом разрыве. Россия, как правопреемница Советского Союза, в свою очередь, может на всех основаниях отказаться признавать границы Литвы. К слову, в начале июня депутат от «Единой России» Евгений Федоров внес в Госдуму законопроект об отмене постановления Госсовета СССР «О признании независимости Литовской Республики». Если действовать тоньше, то литовцам можно намекнуть на денонсацию договора между РФ и Литвой о государственной границе от 2003 года. Это автоматически поставит под сомнение законность нынешней границы Литвы с Белоруссией – часть территории была подарена прибалтийской республике еще в советские времена.МИД Литвы на инициативу депутата-единоросса немного выразил обеспокоенность – шеф местной дипломатии изрек даже:
«Я бы назвал это угрозой, прямой угрозой Литве, и мы серьезно относимся ко всем этим угрозам, даже если человек [внесший законопроект] не известен политической серьезностью в российских политических кругах».
Но уже к 18 июня Вильнюс разродился транзитными ограничениями. И продолжает накалять ситуацию. 22 июня президент Гитанас Науседа заявил, что готов расширить список транзитных ограничений, если ЕС ужесточит санкции против России. Не иначе как провоцируют Россию, самоубийственно подставляя Литву под первые удары. Чем Россия, кроме спецоперации по демилитаризации Литвы, может ответить горячим парням из Вильнюса? Прежде всего, исключить страну из списка импортеров и транзитеров импорта. Нет уверенности, что эта мера подействует, так как торговые отношения двух стран и без того на низком уровне. В качестве варианта можно рассмотреть также отключение Литвы от системы БРЭЛЛ, связывающей электросети России, Белоруссии, Литвы, Эстонии и Латвии. Президент Науседа уже обронил, что не боится обесточивания государства и готов к любому развитию ситуации. Высокопоставленный литовец в своих заявлениях вообще настроен очень оптимистично:
«Я не верю, что Россия бросит нам вызов в военном плане, потому что мы член НАТО».
У Вильнюса также осталось поле для давления на Россию. Во-первых, литовцы могут на 100 % закрыть трафик любых российских грузов через страну. Это серьезно осложнит положение калининградцев, так как в России просто не хватит паромов для компенсации всех поставок по Балтийскому морю. Во-вторых, под ударом оказывается газопровод «Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград», перебрасывающий до 2,5 млрд кубометров газа в год. Но даже если Вильнюс перекроет краны, то около миллиона человек не окажутся без тепла и света. Просто потому, что природный газ в избыточных объемах может поставлять в Калининградскую область плавучая платформа «Маршал Василевский», которая работает в регионе с 2019 года. Как бы ни развивалась ситуация вокруг литовского запрета транзита товаров, без ответа она оставаться не должна. Это, прежде всего, вопрос национального престижа и дальнейших перспектив – в следующий раз прихвостни НАТО осмелятся на еще большие провокации. Кремль взял паузу на оценку ситуации и сейчас раздумывает над ответом.