Газета «Красная звезда» в №№ 59, 60, 61 от 3, 6 и 8 июня 2016 года опубликовала фрагменты готовящейся к изданию книги Центра анализа стратегий и технологий «Между миром и войной: силы специальных операций». Речь идёт о силах специальных операций Германии, не столь известных, как, например, аналогичные им структуры в вооруженных силах США или Великобритании. Помимо Германии, в книге будут представлены силы специальных операций США, Великобритании, Франции, Италии, Польши, Турции, Израиля, Ирана, Китая и Колумбии. В августе коллективный труд Центра анализа стратегий и технологий будет вынесен на суд общественности.
***
Между миром и войной: германское государство имеет одну из старейших национальных школ сил специального назначения
Германское государство имеет одну из старейших национальных школ сил специального назначения с обширной историей их практического применения в реальных конфликтах и рядом уникальных по масштабу и эффективности операций, в значительной степени изменивших ход мировой истории. Однако в силу понятных исторических причин историю германских сил специального назначения необходимо разделить на две части: сил специальных операций «имперских» государств Германии – кайзеровского и нацистского – и современных сил спецназа Федеративной Республики Германии (ФРГ).
Принято считать, что даже после восстановления вооружённых сил ФРГ в 1955 году (через десять лет после окончания второй мировой войны) в их составе длительное время отсутствовали подразделения спецназа. Описание истории послевоенного германского спецназа обычно начинают с сентября 1973 года – времени создания антитеррористического подразделения федеральной полиции Grenzschutzgruppe 9 (GSG 9).
Личный состав GSG 9, конец 1970-х годов. (c) dpa
На самом деле курс на развитие спецподразделений был взят министерством обороны ФРГ вскоре после создания бундесвера и вступления Германии в НАТО, просто эта работа не афишировалась. Последнее объяснялось как очевидными соображениями секретности, так и декларируемыми идеологическими установками (первоначальной концепцией бундесвера как «армии для демократии» под полным общественным контролем) и юридическими соображениями (в конституции был закреплён запрет на использование армии за пределами Германии).
Идеологические препоны не помешали немцам создать в 1958 году 1-ю воздушно-десантную дивизию, среди задач которой числился захват важных в стратегическом и оперативном отношении объектов в тылу противника. В дальнейшем она стала базой для отбора бойцов спецназа.
Западногерманский парашютист, 1958 год. (с) Buonasera, creativecommons.org
Тогда же, в 1958 году, началась подготовка морских диверсантов для ещё формировавшихся на тот момент военно-морских сил (ВМС) ФРГ. В 1964 году они были объединены в отдельную роту боевых пловцов в составе амфибийной группы (соединение в составе ВМС). Основной задачей роты, размещённой ВМБ в Киле, было проведение с началом полномасштабной войны со странами Варшавского договора диверсионных акций против кораблей и судов советского Балтийского флота и ВМС Германской Демократической Республики (ГДР).
Боевая подготовка отдельной роты боевых пловцов, 1980-е годы. (с) kampfschwimmer.de
Первые специализированные разведывательно-диверсионные подразделения в составе сухопутных войск были созданы в начале 1960-х годов. Их появление связано с развёртыванием тактического ядерного оружия в Европе – его поиск и уничтожение стали одной из главных задач подразделений спецназа всех основных военных держав того времени.
Отцом современного германского армейского спецназа можно считать ветерана вермахта подполковника Конрада Риттмайера, назначенного в 1961 году командиром «Учебной группы R» при школе парашютистов в Шонгау (Бавария). В 1963 году «группа R» была переформирована в 200-ю роту глубинной разведки. В дальнейшем на её базе сформировали ещё две роты глубинной разведки – 100-ю и 300-ю. Таким образом, в 1960-х годах в ФРГ были сформированы три роты глубинной разведки (по числу имевшихся армейских корпусов), которые просуществовали до 1996 года.
Боевая подготовка 300-й роты глубинной разведки, 1960-е годы. (c) fernspaehkompanie300.de
Что касается знаменитого и чаще всего ассоциируемого со словосочетанием «спецназ ФРГ» спецподразделения GSG 9 (9-я пограничная группа), то оно было сформировано в сентябре 1973 года. Это произошло ровно через год после теракта на Мюнхенской Олимпиаде, организованного членами палестинской организации «Чёрный сентябрь».
Название GSG 9 получила в силу принятия решения о формировании антитеррористического спецподразделения в рамках федеральной пограничной охраны, которая на тот момент насчитывала в своём составе восемь пограничных групп (аналогов погранотрядов в нашей терминологии). Новое спецподразделение стало девятым. После переформирования федеральной пограничной охраны в 2005 году спецгруппа GSG 9 численностью около 250 человек находится в составе федеральной полиции Германии в прямом подчинении министра внутренних дел.
Личный состав GSG 9, 2015 год. (c) dpa
Аналогичное GSG 9 подразделение в 1974 году было создано в составе народной полиции ГДР. Оно получило название Diensteinheit IX (9-я служба), или 9 Volkspolizei Kompanie (9-я рота народной полиции), и первоначально насчитывало 30 человек. К 1980 году её численность была увеличена до 111 бойцов. Есть свидетельства, что Diensteinheit IX привлекалась для поиска солдат, дезертировавших с оружием из состава частей Группы советских войск в Германии. После воссоединения Германии в 1990 году некоторые бойцы Diensteinheit IX были приняты в подразделения полицейского спецназа Spezialeinsatzkommando в восточногерманских землях Мекленбург-Передняя Померания и Саксония-Анхальт.
Личный состав Diensteinheit IX (с) otvaga2004.mybb.ru
Весной 1995 года министр обороны представил комитету обороны бундестага концепцию создания новой структуры, получившей название Kommando Spezialkräfte (KSK) – Командования специальных операций. Кадровое ядро создаваемого KSK составили офицеры 25-й воздушно-десантной бригады, дислоцированной в земле Баден-Вюртемберг. Официальная дата создания KSK – 20 сентября 1996 года, когда состоялась церемония подъёма флага на военной базе Graf Zeppelin Kaserne в Кальве.
Личный состав KSK, середина 1990-х годов. (с) Heer/KSK
Большинство военнослужащих были набраны из бывших Bravo Kompanie – рот спецназа отдельных воздушно-десантных бригад, созданных в начале 1990-х годов и уже прошедших подготовку для операций по освобождению заложников. Ещё одним источником подготовленного личного состава стали роты глубинной разведки реформируемых армейских корпусов.
В начале 2000-х годов вооружённые силы Германии подошли к очередному этапу реформ. На повестке дня встал вопрос создания. Сил быстрого реагирования НАТО, в их составе предполагалось задействовать германские воздушно-десантные войска и Командование специальных операций. Было принято решение объединить KSK и аэромобильные силы в рамках единой организационной структуры. В результате в апреле 2001 года в составе бундесвера появилась дивизия специальных операций (Division Spezielle Operationen, DSO), в её состав, помимо KSK, вошли 26-я и 31-я воздушно-десантные бригады.
Личный состав дивизии специальных операций (DSO) германской армии на учениях Schneller Adler 2011 близ Штендаля, земля Саксония-Анхальт. (с) Jens Schlüter/dapd
Главной военной кампанией Командования специальных операций стало участие в войне в Афганистане, где его силы весьма активно задействовались с ноября 2001 года. На счету спецназа KSK ряд успешных операций, среди которых самой важной является задержание осенью 2012 года муллы Абдул Рахмана, одного из лидеров «Талибана» и так называемого теневого губернатора северного Афганистана.
Личный состав контингента KSK, действующего в Афганистане с конца 2001 года, 2013 год. В начале мая 2013 года он понес первые безвозвратные потери. (с) Reuters
Опыт участия в афганской кампании подтолкнул к изменению германской концепции применения спецназа. Вместо антитеррористического уклона вернулся приоритет классических задач армейских спецподразделений: разведка, наведение и корректирование артиллерии и авиации, силовые акции по захвату или уничтожению важных объектов и командования противника. Возникла также идея объединения частей DSO со структурными единицами армейской авиации под единым командованием.
Когда в 2011 году бундесвер подошёл к очередному этапу реформирования, на повестку встал вопрос о создании нового соединения – дивизии быстрого реагирования (Division Schnelle Kräfte, DSK). Кадровое ядро DSK составили офицеры дивизии специальных операций, фактически это было её переформирование с присоединением к ней частей армейской авиации.
В июне 2014 года в состав DSK включили 11-ю аэромобильную бригаду армии Нидерландов. Численность личного состава дивизии теперь составляет 11,3 тыс. человек, включая 2,1 тыс. голландцев. Дивизия, по сути, развёрнута по штатам военного времени и находится в постоянной боевой готовности. Но стоит отметить, что из-за медленных темпов перевооружения на многоцелевые вертолёты NH90 дивизия своими силами единовременно может перебросить пока не более двух своих батальонов.
Личный состав разведгруппы дивизии быстрого реагирования (DSK) преодолевает водную преграду на штатных переправочно-десантных средствах. (с) Bundeswehr/C. Schulze
После всех изменений к настоящему времени дивизия быстрого реагирования включает Командование специальных операций, германскую 1-ю воздушно-десантную и голландскую 11-ю аэромобильную бригады, а также три полка армейской авиации (10-й и 30-й транспортные вертолётные и 36-й боевой вертолётный).
В оперативном плане KSK подчинено созданному в 2012 году Отделу специальных операций (Abteilung Spezialoperationen) Объединённого оперативного командования бундесвера. Боевые структуры командования – это четыре роты специального назначения и специальная рота, сформированная по опыту командировок в Афганистан. Её основная функция – радиоэлектронное подавление средств связи противника, а также подавление управляющих сигналов для радиовзрывателей мин и самодельных взрывных устройств.
Каждая из четырёх боевых рот специального назначения (численностью примерно по сто человек) включает пять взводов. Бойцы разных взводов, помимо общей для всех подготовки, получают дополнительную специализацию. Бойцы взвода наземных операций получают навыки вождения различных транспортных средств и выживания в пустынной местности. Хотя все спецназовцы получают парашютную подготовку, бойцы взводов парашютистов также получают подготовку по высотным парашютным прыжкам.
Германские «спецы» на крыше дома. (с) Heer/KSK
Подготовка бойцов амфибийного взвода включает дополнительную подготовку боевых пловцов и подготовку к выживанию в джунглях и экваториальной местности. Бойцы взводов, предназначенных для действий в горных и арктических условиях, получают дополнительную альпинистскую подготовку. Надо отметить, что каждая рота обладает снайперской группой с соответствующей подготовкой по стрельбе на дальние и сверхдальние расстояния и маскировке.
Прикладной альпинизм. (с) Heer/KSK
Каждый боевой взвод состоит из четырёх отделений (групп). Все бойцы получают медицинскую и минно-взрывную подготовку, при этом некоторые из бойцов группы имеют свою специализацию. Минимальная группа состоит из четырёх человек и включает в том числе медика и специалиста по минно-взрывному делу.
Эвакуация раненого вертолетом армейской авиации. (с) Heer/KSK
Военнослужащие Командования специальных операций (KSK) проходят сложную многоэтапную подготовку. Во-первых, все кандидаты в подразделения спецназа проходят курс боевого выживания бундесвера Einzelkampferlehrgang («курс обучения одиночного бойца», EKL). В настоящее время он состоит из двух этапов – базового EKL1 и продвинутого EKL2. Базовый этап ранее требовалось пройти любому кандидату на соискание звания офицера, теперь прохождение курса обязательно только для офицеров боевых подразделений.
Коллективное преодоление. (с) Heer/KSK
Пятинедельный продвинутый курс EKL2 включает интенсивные тесты физического состояния, горную, парашютную, огневую подготовку, изучение основ маскировки, разведки и опознавания целей, подготовки укрытий и организации засад. Прошедшие продвинутый курс получают ещё одну нашивку и право пройти вступительные испытания в KSK.
Тов. Сухов: «В старой крепости его через трубу надо было брать». (с) Heer/KSK
Вступительные испытания также состоят из двух этапов. Трёхнедельный первый этап включает серию физических испытаний, психологических и интеллектуальных компьютерных тестов. Прошедшие первый этап тестов (отсеивается в среднем около 60% претендентов) допускаются ко второму этапу, который носит название «Курс выживания бойца спецназа».
«Выбраковка» в ходе EKL. (с) Bundeswehr/Detmar Modes
Помимо 90-часового марша по горно-лесистой местности Шварцвальда, в курс включены тесты на психологическую устойчивость. Претендентов подвергают длительному пребыванию без сна, пищи и воды, допросам с применением психологического и физического воздействия (вода, звуковые раздражители). В начале XXI века отсев превышал 90%, затем курс был несколько упрощён и сейчас процент отсева снизился до 80%. Прошедшие курс получают возможность заключить контракт и быть зачисленными в списки личного состава Центра обучения и испытаний KSK.
Отработка штурма и «зачистки» помещений. (с) Heer/KSK
В этом центре военнослужащий проходит двухгодичное обучение, которое включает многочисленные курсы, тренировки, учения в 17 различных тренировочных лагерях и школах по всему миру. Будущие бойцы KSK проходят арктическую подготовку за Полярным кругом в Норвегии, пустынную подготовку – в Израиле, подготовку к боевым действиям в условиях джунглей – во Французской Гвиане. Большое внимание уделяется языковой подготовке – боец спецназа должен уметь бегло говорить как минимум на двух иностранных языках. Программа подготовки спецназовца также включает курс рукопашного боя. И лишь после двух (иногда трёх) лет интенсивной подготовки военнослужащего переводят в боевые подразделения. При этом на протяжении всей службы (возраст бойцов спецподразделений ограничен 41 годом) германский спецназовец, по сути, продолжает учиться.
«Увезу тебя я в тундру…» (с) Heer/KSK
Для привлечения кандидатов и сохранения кадров большое внимание уделяется финансовому стимулированию. Каждый прошедший вступительные испытания спецназа военнослужащий получает разовую выплату в 3 тыс. евро и дополнительно к своему денежному довольствию прибавку в размере около 1 тыс. евро в месяц. За каждый год выслуги в подразделениях спецназа военнослужащий получает премию в 5 тыс. евро плюс премию в 10 тыс. евро по последовательной выслуге шести лет.
Бойцы KSK имеют высокую профессиональную репутацию, поэтому большой проблемой в последние годы является уход опытных бойцов подразделений в частные военные компании. Более того, многие молодые обладатели значка спецназовца, отслужив лишь первый контракт и получив соответствующую запись в резюме, отправляются работать в ЧВК. В попытке привлечь новобранцев командование в последние годы пошло на послабление условий приёма и отчасти системы подготовки.
Источник: http://bmpd.livejournal.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас