Это всё же случилось – группы беженцев прорвались в Польшу, преодолев барьеры, выставленные на границе. Но миграционного кризиса могло и не быть, если бы коллективный Запад понимал, с кем имеет дело. Александр Лукашенко, как опытный фехтовальщик, нашёл самое уязвимое место на теле ЕС, и всего лишь сделал лёгкий «укол». Реакция на выпад получилась очень бурной, что уже говорит о многом.
Куй железо, пока горячо
Маленький посёлок Kuźnica в польском приграничье неожиданно стал знаменитым. Его название, которое досталось и соседнему международному пограничному переходу, СМИ уже просклоняли на разные лады. Именно сюда по неведомым причинам, на первый взгляд, направлен основной вектор мигрантов, которые посредством Беларуси жаждут перебраться в ЕС. Но, если разбираться, то причины захода беженцев через Гродненскую область РБ вполне объяснимы. Во-первых, надо быть очень наивным, думая, что толпы мигрантов стихийно разгуливают по республике в надежде найти слабое место на границе с Польшей. Белорусские власти во главе с Александром Лукашенко предельно чётко контролируют всю территорию страны. Как говорится, если потребуется, то здесь и мышь не проскочит. Можно заметить, что за тридцать лет после развала СССР никакие миграционные потоки из стран СНГ в Беларусь не направились и не направятся. А тут неожиданно толпы южных «гостей», бродящих по стране. С чего бы это? Во-вторых, основные пограничные переходы, работающие на транзит товаров, расположены южнее – в Брестской области. И в этом плане КПП в Гродненской области выглядят намного спокойнее. Тут как раз можно ставить «эксперименты» и ждать реакции. В-третьих, совсем рядом находится ещё один заклятый «друг» Беларуси – Литва. И если потребуется, то миграционные потоки можно оперативно перераспределить, направив одну из «ниток» на север. Таким образом, Гродненская область – это место, где мигранты оказались совершенно неслучайно. Батька в формате «мягкой силы» пытается воздействовать как на коллективный Запад, так и на отдельных её представителей. Тактика и стратегия выглядит эффектной и эффективной. Одно дело, когда мигранты штурмуют границы где-то на краю ЕС – в Греции и Болгарии, и совсем другое – в самом центре Европы, в двух шагах от её экономического «сердца» – Германии.
Организовано всё вполне чётко. Налажены авиарейсы, которые привозят «желающих» попасть в Евросоюз. По данным ряда СМИ, белорусская авиакомпания «Белавиа» совершает рейсы в Анталью несколько раз в неделю, причём они не отражаются в системе бронирования перевозчика. Ещё один «загадочный» рейс – из эмирата Рас-аль-Хайма (ОАЭ), который также недоступен для бронирования. Авторитетное немецкое издание Bild пошло ещё дальше, объявив, что на белорусскую миграционную «мельницу» воду льют ещё и Россия с Турцией. Дескать, российский «Аэрофлот» и Turkish Airlines играют решающую роль в переправке мигрантов на самолетах в Белоруссию. На просторах интернета можно найти видео, сделанное в аэропорту Дамаска в ночь с шестого на седьмое ноября. На нём видны сотни мужчин, стоящих в очереди на посадку в самолеты. Сразу несколько источников утверждают, что большинство «белорусских» мигрантов – это выходцы из иракского Курдистана. Они прибыли сначала в Сирию, а затем различными путями, в том числе через Турцию, добрались до Белоруссии.
«Мягкая» сила и «жёсткая» истерика
Александру Григорьевичу нельзя не отдать должного. Он, как опытный стратег, нашёл самое больное место в благоустроенном Евросоюзе и всего лишь несильно кольнул в него. С начала года пересечь польскую границу со стороны Белоруссии попыталось около 30 тыс. нелегалов.Это количество несопоставимо с сотнями тысяч мигрантов, которые ещё несколько лет назад ринулись на границы Евросоюза сразу с нескольких направлений. Совсем недавно, в 2020 году, таким горячим направлением была Турция.
Тогда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посчитал, что ЕС не выполнил условия соглашения, заключённого с Анкарой в 2016 году. Оно предусматривало, что Евросоюз предоставляет Турции 6 млрд евро финансовой помощи на обустройство лагерей беженцев, происходит ряд визовых послаблений для турецких граждан, а за каждого нелегального мигранта, возращённого с территории ЕС в Турцию, европейцы будут легально принимать сирийского беженца из турецких лагерей.Надо признать, что данное соглашение сработало практически на 100 %. Поток нелегалов в ЕС практически остановился, а до двух третей нарушителей границ «утекло» постепенно через Турцию обратно. Собственно, миграционный кризис 2020 года родился по конкретной политической причине – Эрдоган с его помощью пытался обратить внимание Запада на сирийскую проблему. А именно на возможное падение Идлиба со всеми вытекающими проблемами в провинции, которая прилегает к территории Турции. Тогда около Идлиба погибло 30 турецких военнослужащих, что и послужило турецкому президенту отмашкой для снятия миграционных заслонов. Белорусские власти воспользовались тактикой Эрдогана – с помощью миграционного «укола» в сторону Польши (а несколько ранее Литвы) также пытаются решить конкретные политические проблемы. Лукашенко красноречиво показывает, что не стоит Западу трогать спокойное государство в самом центре Европы и пытаться переформатировать его политический режим в угоду своих убеждений. Спокойные восточные границы ЕС, оказывается, могут быстро становиться весьма «горячими» и проблемными для зажиточных государств. Всего пара тысяч беженцев, умело поданных к границе члена Евросоюза, резко изменили ситуацию, да и, судя по всему, мировосприятие многих. Истеричная реакция польских и евросоюзных чиновников весьма наглядно это подтверждает. Президенту Польши Анджею Дуде пришлось в понедельник отменить свой намеченный визит в Словакию и созвать срочное совещание с силовиками, посвящённое кризису.
В Варшаве происходящее обозначили
«крупнейшей до сих пор попыткой массового силового проникновения на территорию страны.»
Польским властям пришлось организовать чуть ли не настоящую войсковую операцию.
«Мы повышаем готовность наших сил к поддержке пограничной стражи. 100 % солдат 1-й, 2-й, 4-й бригад войск территориальной обороны находятся в 6-часовой готовности к действию», – процитировало сообщение польских войск РИА «Новости».
Речь идёт о войсковой группировке свыше 10 тыс. человек. Возбудился ещё один польский «предводитель» – бывший председатель Евросовета, лидер крупнейшей оппозиционной партии «Гражданской коалиции» Дональд Туск. Он заявил, что миграционный кризис требует запуска 4-й статьи Североатлантического договора. Она предусматривает созыв Совета НАТО, если одна из стран альянса считает, что существует угроза её безопасности. Прозвучали другие эпитеты и комментарии: «
», «» и т.д. Подтянулась «тяжелая артиллерия» – на пограничный кризис прореагировал главный дипломат ЕС – Жозеп Боррель. По его словам, в ближайшие дни он отправится в страны, откуда мигранты едут в Белоруссию, чтобы убедить их власти затормозить этот поток. А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что Евросоюз изучает возможность введения санкций против авиакомпаний из стран, не входящих в его состав, в связи с перевозкой мигрантов в Белоруссию.
«Притяжение» России
Несмотря на попытки «связать козу с баяном», то есть притянуть Россию к миграционному кризису на границе с Польшей, Кремль дистанцируется от происходящего, но в то же время не подвергает критике действия белорусских властей. Даже, скорее, симпатизирует им. Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова с некоторым сарказмом предложила Варшаве дополнить список физических и юридических лиц, против которых Польша призвала ввести санкции из-за ситуации с мигрантами на границе с Белоруссией.
«И против Буша-младшего с Пентагоном?» – задала вопрос Мария Захарова.
Она напомнила полякам про вторжение в Ирак и предложила Польше принять две тысячи иракских беженцев. Эта цифра неслучайна. Более двух тысяч польских солдат в 1991 году в составе военной коалиции вторглись в Ирак, чтобы устанавливать там демократию – напомнила официальный представитель МИД РФ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров повысил планку происходящего. Он заявил, что миграционный кризис на белорусско-польской и белорусско-литовской границах должен быть урегулирован с соблюдением норм международного гуманитарного права. При этом глава МИД РФ указал на коренные причины возникшей проблемы.
«Ноги растут из той политики, которую западные страны, включая страны НАТО и Евросоюза, проводили многие годы в отношении Ближнего Востока и севера Африки, пытаясь навязать им лучшую жизнь, по западным образцам», – сказал Сергей Лавров.
Слова о навязывании западных стандартов другим странам – это, собственно, суть всего «миграционного» действа на восточной границе ЕС. Если разобрать завалы многочисленных обвинений в адрес белорусских властей, то остаётся одно – Запад совсем недавно предпринял циничную попытку совершить госпереворот в РБ, а координаторами и исполнителями задуманного выступили структуры, в том числе при власти, в Польше и Литве. Естественно, это не могло понравиться руководству Белоруссии, и «ответка», как говорится, прилетела в виде миграционного кризиса. И за его активизацией именно сейчас, судя по всему, стоит конкретная информация о том, что свои попытки повлиять на соседнюю страну Запад не оставил. Сейчас в самый раз ЕС сесть за стол переговоров с белорусскими властями и постараться хоть в какой-то мере расставить точки над «i», а не стращать Лукашенко новыми санкциями и всячески превращать его в нерукопожатного. Иначе Александр Григорьевич найдёт другие варианты «мягких» уколов. В этом можно уже не сомневаться.