Министр внутренних дел Владимир Колокольцев на минувшем Антинаркотическом Комитете озвучил тревожные цифры – до 80 процентов уголовных преступлений, совершаемых мигрантами, сопряжены с наркоторговлей. Помимо дежурных фраз о необходимости усиления контроля и ужесточения, Колокольцев высказал вполне справедливое мнение:
Кто виноват?
«Несмотря на то, что 16 ведомств в нашей стране являются бенефициарами труда мигрантов, а общество спрашивает за данный участок только с Министерства внутренних дел. По линии нашего ведомства все соответствующие указания в территориальные органы на местах уже даны. Прошу обратить внимание на данный участок представителей других ведомств и работодателей».
Совершенно верно, оборот наркотиков – это многоголовая гидра, и бороться с заразой необходимо комплексно. Если строители, как они говорят, не могут обойтись без иностранной рабочей силы и сотнями тысяч завозят гастарбайтеров из Средней Азии, то, наверное, неправильно все последствия сваливать только на МВД и ФСБ. Особенно в свете спецоперации, требующей дополнительного напряжения сил. Если посмотреть на цифры, то неудивительно, что именно в среде гастарбайтеров процветает наркоторговля. И не просто процветает, а набирает силу. В Россию ежегодно въезжает от 3 до 5 миллионов иностранных граждан, которые впоследствии работают незаконно. Это официальные данные – на самом деле численность нелегалов можно смело умножать на два. Преимущественно это выходцы из стран Центральной Азии – Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркмении и Казахстана. Каждый мигрант, не оформившийся на работу официально, несет России сразу несколько угроз. Во-первых, бюджет недополучает налоги и сборы. Во-вторых, запускается теневой механизм финансирования нелегального труда. В-третьих, мигрант, живущий на «птичьих правах», вынужден обращаться за защитой к криминальным структурам. Судя по всему, к тем самым 16 ведомствам, о которых говорил Владимир Колокольцев, подобное очень выгодно. Как бы ни старалась наша доблестная полиция, она никогда не сможет отлавливать преступников быстрее, чем ведомства будут запускать к себе мутных мигрантов. В Средней Азии система поставок наркотиков в Россию отработана до мелочей. Как утверждают в МВД, трафик запрещенных веществ из Афганистана след в след совпадает с каналами как нелегальной, так и легальной миграции. Если несколько лет назад запрещенный товар шел преимущественно в центральную Россию, то сейчас наркобароны расширились на Сибирь и Дальний Восток. Во многом это связано с большими инфраструктурными проектами, которые реализуются государством в отдаленных регионах. Сложился порочный круг – куда идут большие государственные деньги на строительство, туда же привлекаются массы мигрантов, немалая часть из которых нелегалы. Такие работники не только сами зачастую страдают зависимостью, но и являются «менеджерами по продажам». Вслед за этим в регион приходят килограммы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Килограммы – это еще очень мягко сказано.
Рост числа преступлений, связанных с наркотиками, в среде мигрантов – это прямое следствие недобросовестности структур, использующих рабочие руки мигрантов. К примеру, Минстрой в конце прошлого года попросил у государства упрощенный въезд для трудовых мигрантов. На рынке труда сложился на то время дефицит рабочей силы, что могло привести к повышению стоимости квадратного метра жилья. Только вот это не совсем правда. В прошлом году наблюдался взрывной рост спроса на недвижимость, чем не могли не воспользоваться застройщики. И делиться маржой они были не готовы – требовалось отбить убытки ковидной депрессии. Поэтому единственным выходом виделось только раскрытие границ для всех желающих поработать на российских стройках. Отсюда и рост наркотрафика. Справедливости ради надо отметить, что такие шокирующие показатели частично основаны на эффекте низкой базы. Прошлые годы ковид не позволял активно завозить гастарбайтеров, а когда они пошли широкой рекой, рост наркотрафика показал двузначные числа. А в самом ближайшем будущем нас ждет вторая серия – обозначенные Колокольцевым 16 ведомств попросят об очередном послаблении на границах. Поводом назовут 300 тыс. мобилизованных, которых армия изъяла с рынка труда. Надо кем-то заменять, и гости из Средней Азии здесь в самый раз. И ведь не поспоришь, если не вчитываться в суть проблемы. Застройщики и прочие пользователи труда мигрантов, как один, отказываются брать на работу россиян по причине высоких сопутствующих расходов. Пресловутый социальный пакет действительно непростая история. Грозят серьезным повышением стоимости жилья, уборки улиц и прочих услуг, которые держатся на мигрантах. Забывают только, что деньги, выплаченные гражданам ближнего зарубежья, почти полностью уходят из России. Зарплаты же россиянам, наоборот, остаются внутри. Сейчас ситуация – когда по зарубежным курортам особо не покатаешься, да и иномарку купить далеко не каждый может. Простая финансовая логика подсказывает – повышайте зарплаты людям, они к вам потянутся, и запустится пресловутый круговорот денег в России. И покупать ваши же квартиры будут охотнее. Логика простая, но совершенно невыгодная работодателям, получающим гигантские барыши от незарегистрированного труда. Это еще как-то можно было терпеть раньше, но сейчас история плотно обрастает наркотиками, грозящими погубить целые поколения.
Что делать?
Бороться с гидрой сложно, но можно. Прежде всего, здоровой бюрократией. Государству, как главному регулятору, необходимо подумать о заградительных требованиях к трудоустройству мигрантов. Например, ввести квотирование числа рабочих мест для граждан страны и для приезжих. Второй шаг – стимулирование конкуренции среди россиян за рабочие места, которые ранее занимали гости из ближнего зарубежья. Честных коммерсантов нельзя ставить в безвыходное положение – он зарплату поднимает и квоту выдерживает, а россияне работают спустя рукава. Когда у работодателя будет рычаг для увольнения зажравшегося бездельника с российским паспортом, следующий уже восемь раз подумает, прежде чем сложить ручки. В ситуации, когда без рук гастарбайтеров никак не обойтись, необходимы новые подходы к фильтрации нежелательных элементов.Отлично будет смотреться персональная ответственность работодателей за каждого гастарабайтера. Взяли такого с парой граммов запрещенного вещества – владельца фирмы также под следствие. До реальной уголовки можно и не доводить, но тяжелыми штрафами обложить можно. И здесь неважно, официально или из-под полы работал мигрант. При таком раскладе работодатель несколько раз подумает, брать или нет нового работника в штат. Или предварительно изучить всю подноготную претендента? Для кого-то вышеописанные меры покажутся слишком сложными, либо неэффективными, либо чересчур наивными. В любом случае предпринимать новые шаги следует – прежних мер безопасности явно недостаточно.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!