Куда идут вырученные от продажи ГКО США деньги? Частично они расходуются на поддержку рубля. Напомню, из-за санкций российские корпорации не могут больше брать кредиты на Западе, зато платить по долларовым кредитам им всё равно нужно. Чтобы выплата долгов не обрушила рубль, ЦБ через специальные механизмы одалживает доллары «частникам».
Кстати, как я уже упоминал на днях, самые неприятные выплаты по внешним долгам мы уже сделали в 2015 году, сейчас финансовое положение России весьма устойчиво.
Более того, так как доступ к западным кредитам теперь закрыт, Россия начинает финансировать развитие отечественной промышленности самостоятельно. Свежий пример — фонд РФПИ одобрил выделение денег на строительство огромного нефтехимического завода «Запсибнефтехима» компании «СИБУР».
Общая стоимость его составляет примерно 9,5 млрд долларов. Из них 1,7 млрд долларов выделит в виде кредита государственный фонд, часть денег добавят международные инвесторы, а где-то половину стоимости проекта «СИБУР» профинансирует самостоятельно из собственных средств.
Нужен ли государству этот завод?
Однозначно, да. Завод станет одним из крупнейших в мире. Он будет выпускать 1,5 млн тонн полиэтилена и 0,5 млн тонн полипропилена в год, из которых будут делаться разные нужные стране товары: медицинские изделия, упаковочная плёнка, пластиковые трубы, автозапчасти, кабели и т. п.
Для понимания объёмов производства: если пустить этот полипропилен на изготовление кресел на стадионах, то получится 650 млн кресел ежегодно, по 4 кресла на каждого россиянина. В реальности, конечно, столько кресел стране не нужно: но, допустим, автомобильные бамперы и водопроводные трубы, которые тоже производятся из полипропилена, Россия потребляет весьма активно.
На данный момент мы полиэтилен и полипропилен импортируем: по 0,5 и по 0,15 млн тонн в год, соответственно. После ввода «Запсибнефтехима» в строй, как несложно подсчитать, даже с учётом роста внутреннего потребления, мы будем экспортировать ежегодно свыше 1 млн тонн этих материалов: примерно на 1-1,5 млрд долларов, если цены на них сохранятся на нынешнем уровне.
Из чего «Запсибнефтехим» будет делать полиэтилен и полипропилен? Из лёгких углеводородов, таких как попутный нефтяной газ, который выделяется из месторождений при добыче нефти и сжигается сейчас в огромных количествах из-за невозможности его куда-либо применить. То есть завод будет делать, по сути, из отходов продукцию с высокой добавленной стоимостью, которая частично заместит собой импорт, а частично пойдёт на экспорт.
На заводе и в смежных компаниях будут работать около 4 тыс. человек. При этом, как вы понимаете, рабочие места будут заняты весьма квалифицированными кадрами.
Куда пойдут направляемые на строительство завода 9,5 млрд долларов?
Большая часть денег останется в России: будет увеличена мощность идущей к заводу железной дороги, будут проложены трубопроводы, будут построены здания завода, закуплено и установлено нужное оборудование. Меньшая часть денег будет направлена на закупку иностранного оборудования, которое пока что не производится в России.
Таким образом, мы наблюдаем прямо-таки мечту плачущих о «нефтяной игле» оппозиционеров. Государство помогает построить в России огромный завод, который будет перерабатывать углеводороды в нужные для промышленности материалы. Важный нюанс: после строительства завода стоимость полиэтилена и полипропилена в России снизится хотя бы из-за того, что не надо будет везти его из-за рубежа. Следовательно, наши заводы, которые делают, допустим, пластиковые трубы, смогут уменьшить себестоимость своих изделий и повысить тем самым свою конкурентоспособность.
Обратите внимание: государство выделяет «СИБУРу» кредит на строительство завода в размере всего лишь 20% от общей суммы проекта. Международные инвесторы, связи которых будут нужны как во время закупки оборудования, так и во время заключения экспортных контрактов, тоже вкладывают не так уж много денег. Больше половины денег на строительство завода выделяет сам «СИБУР», бизнес которого заключается в переработке нефти и газа в разнообразные материалы для промышленности:
Это значит, что государство не тратит деньги на поддержку убыточных предприятий, а помогает быстрее строить стратегически важные для страны производства и зарабатывает одновременно дополнительные деньги в бюджет.
Меня регулярно спрашивают: как так получается, что я рапортую об успехах нашей промышленности, несмотря на то, что в 2015 году в стране наблюдается экономический спад.
Отвечаю: сейчас Россия активно перестраивается, идёт реальный процесс импортозамещения. Серьёзный рост мы увидим, когда завод «Запсибнефтехим» (и огромное количество других заводов) будет достроен и начнёт работу.
Заложен завод был год назад, в феврале 2015 года. Закончится строительство в 2019 году.
Вместо подведения итога отвечу ещё на один вопрос, который мне наверняка зададут сейчас в комментариях: почему я пишу про будущие, а не текущие достижения? Ответ вы знаете: про уже построенные заводы я тоже постоянно рассказываю. Последние годы строится всё больше и больше НПЗ, всё больше и больше сырой нефти мы перерабатываем во что-нибудь более дорогое.
Статьи про новые производства регулярно появляются на «Сделано у нас». Ну а со списком самого крупного из построенного за последние четыре года можно ознакомиться вот здесь.
Оригинал публикации
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас