Громкие слова министра обороны об усилении «глобального присутствия» и «жесткой силы» Великобритании доказывает, что он потерял связь с реальностью. В своем сегодняшнем выступлении Гэвин Уильямсон заявил, что намерен направить свой новый авианосец, «Королева Елизавета», вокруг мира, чтобы напугать Китай. Он снабдит его эскадрой истребителей F-35, приобретенных в Америке.
Кроме того, он хочет построить две британские военные базы, одну в Азии, а другую «в Карибском бассейне». Они должны «укрепить наше глобальное присутствие, увеличить нашу летальность и увеличить нашу массу».
По словам министра обороны, Brexit «привел нас к великому моменту в нашей истории», когда мы должны быть готовы применить «жесткую силу» против тех, кто «пренебрегает международным правом». О чем вообще говорит Уильямсон, кроме желания быть лидером тори? На прошлой неделе бюджет его ведомства составлял 7 млрд. фунтов стерлингов. «Королева Елизавета» не в состоянии пуститься вплавь вплоть до 2021 года. В Южно-Китайском море, где такой огромный и громоздкий корабль будет идеальной целью, этому авианосцу вообще нечего делать. Китайцы могут потопить его за час. Что касается новых военных баз в Карибском бассейне и к востоку от Суэца, то они обойдутся в миллиарды и станут приглашением для террористов. Китайцы, должно быть лопаются от смеха.
Brexit не имеет ничего общего с британской внешней или оборонной политикой, так же как и с членством в ЕС, за исключением того, что это может подразумевать поддержание хороших торговых отношений с китайцами. Что касается стремления Уильямсона вступить в войну против «нарушителей международного права», то разве он не помнит, как его департамент три раза пытался это сделать в Афганистане, Ираке и Ливии? Это были самые глупые британские военные фиаско со времен Галлиполи, если не столетней войны.
В своей нынешней работе Уильямсон выполняет одну задачу. Он должен спасти свой хаотичный бюджет, наполненный тщеславными проектами Дэвида Кэмерона и Тони Блэра. Ему должно хватить смелости для того, чтобы отменить бесполезные ракеты «Трайдент» и уязвимые подводные лодки, законсервировать носители и уничтожить фрегаты. Они просто пыль в глаза, такая же бессмысленная, как и американские реактивные истребители, почти все из которых так и остались недопоставленными. Такое оружие имеет также мало общего с защитой современной Британии, как мушкеты, луки, стрелы и смена караула.
Каждое оборонное исследование говорит о том, что Британия, прежде всего, должна быть защищена от технологической и роботизированной войны. Военнослужащим нужна по сути армия, обученная и экипированная для экстренного развертывания, но ничего сверх того, что требуется любому другому европейскому государству. Что касается идеи Уильямсона о том, что роль Великобритании состоит в том, чтобы контролировать «Азию и Карибский бассейн», то интересно понять, была ли она провентилирована с американцами, не говоря уже о гражданах этих стран?
Если история и учит нас чему-нибудь, так это только тому, что тщеславные закупки для военных просто подстрекают министров к безрассудным вмешательствам, о которых впоследствии горько сожалеют. Выступление Уильямсона звучит как напыщенные разглагольствования Тори 50-х годов. Очевидно, что он не советовался с коллегами, не говоря уже о Казначействе. Про это лучше забыть.
Саймон Дженкинс, обозреватель Guardian