Разрыв Договора о ликвидации ракет среднего и малого радиуса действия, из которого по собственной инициативе первыми вышли Соединенные Штаты Америки, а затем, в силу сложившихся обстоятельств, и Россия, не просто дал отсчет новому витку гонки вооружений. Фактически, был нанесен последний удар даже по той весьма хрупкой и условной системе сдерживания ядерной угрозы, которая существовала в мире до сих пор. Человечество снова возвращается к пугающим временам балансирования над пропастью, когда для его уничтожения может оказаться достаточно даже не крупного геополитического кризиса, а банальной технической ошибки или компьютерного сбоя.
Справедливо говоря сегодня о возрождении «холодной войны» прошлого столетия со всеми ее крайне неприятными приметами, вроде глобального недоверия, нагнетания взаимной подозрительности и увеличения военных расходов во всем мире, стоит вспомнить о том, что это противостояние имело вполне реальные шансы на переход в «горячую» фазу – причем неоднократно. При всем понимании того, что в глобальной термоядерной войне победителей не может быть по определению, ведущие мировые державы не раз и не два становились на «финишную прямую» к таковой. Об этих случаях будет совсем нелишне вспомнить сегодня.
Моментом, когда мир, разделенный на два враждебных лагеря, оказался ближе всего к собственному уничтожению, справедливо считается Карибский кризис. Напомним, что разразился как раз из-за размещения американских ракет среднего радиуса действия (до 2400 км) «Юпитер», имевших ядерный заряд, на территории бывшей тогда абсолютно лояльной США Турции. Советский Союз в ответ отправил на Кубу собственные ракеты, относившиеся к тому же классу - Р-12 (до 2000 км) и Р-14, с вдвое большей дальностью полета. Вот тут и понеслось... О морской блокаде Кубы, сбитых американских самолетах и секретных переговорах лидеров двух стран, приведших к разрешению конфликта, написано немало. Но особо упомянуть стоит о двух малоизвестных эпизодах Карибского кризиса, когда начало всемирного Армагеддона могло произойти и вовсе без участия «первых лиц».
Первый из них официально признан обеими сторонами конфликта и никакому сомнению не подлежит. Речь о нападении группы военных судов США во главе с авианосцем «Рэндольф», предпринятой 27 октября 1962 года вблизи берегов Кубы на советскую подводную лодку Б-59, имевшую на борту ядерное оружие и находившуюся там в рамках секретной операции «Анадырь». Американским военным самолетом подлодка была сперва обстреляна, а потом и атакована глубинными бомбами. В ответ зарвавшиеся янкесы едва не получили торпеду с ядерным зарядом – все уже было готово к пуску. Однако, бывший старшим на борту капитан второго ранга Василий Архипов команду отменил, и дело обошлось взаимными упреками в провокациях...
Второй эпизод более таинственен. Обнародован он был изданием достаточно авторитетным - «Бюллетенем ученых-атомщиков», однако, является рассказом некоего отставного офицера американских ВВС, которому его «товарищ по оружию» - Уильям Бассет после собственной смерти разрешил поведать миру об инциденте, едва не ввергшем мир в Третью мировую буквально в последний день Карибского кризиса.
Если верить рассказу, то 28 октября 1962 года на четыре из расположенных на японской Окинаве ракетных баз США поступила команда о запуске ядерных ракет. Американская армия на тот момент находилась в стадии готовности DEFCON 2, означавшей грань атомной войны. Однако Бассета, дежурившего по одной из баз, смутил тот факт, что среди четырех озвученных целей для удара только одна – Владивосток, находилась на территории СССР. Три другие ракеты должны были стереть с лица Земли столицы Китая, Вьетнама и Северной Кореи. Оперативно связавшись с коллегами с других баз, капитан удостоверился, что и им переданы аналогичные команды, выглядящие довольно странно в момент «пикового» противостояния именно с Советским Союзом.
Дальнейшая часть рассказа больше напоминает сценарий голливудского боевика – Бассет, якобы приостановил уже готовившийся запуск и даже приказал стрелять в любого, кто попытается «нажать на кнопку». Главный командный пункт, куда он обратился за уточнением и разъяснением приказа, спустя небольшое время пуск отменил. Самое интересное, что в наши дни командование ВВС США не комментируя данный факт, отрицать его, тем не менее, тоже не стало. Так что весьма похоже, что история имеет под собой вполне реальную основу.
В последующие годы, в связи со стремительным техническим прогрессом, человечество несколько раз едва не стало жертвой такового - в области вооружений. Компьютерная сеть NORAD - Национального центра управления Объединённого командования аэрокосмической обороны Северной Америки, с 1960 по 1980 год как минимум, раз шесть объявляла о начале Третьей мировой войны! То есть – выдавала данные о том, что Советский Союз произвел массовые пуски межконтинентальных баллистических ракет.
В 1960 и 1967 это было вызвано ошибками аппаратуры системы обнаружения, принимавшей за «русский удар» то отразившийся от Луны радиосигнал, то солнечную радиацию.
А вот позднее – в 1979 и 1980 годах причины можно было бы назвать анекдотическими, если бы речь не шла о возможной глобальной катастрофе. Начать войну пытался компьютер - причем в 1980-м это происходило дважды, с промежутком буквально в два дня. Во всех случаях переполох был изрядным, и американские ядерные силы начинали подготовку к ответному удару. Правда, каждый раз выдаваемая «умной техникой» ахинея категорически не подтверждалась данными, получаемыми со средств наблюдения – и тревогу отменяли. Как выяснилось, в 1979 году ее причиной стал «учебный» носитель информации с программой для отработки действий по отражению атаки противника, случайно загруженный в компьютер, стоявший на боевом дежурстве, а в 1980 – и вовсе перегоревшие микросхемы. По слухам, именно этим инцидентам мы обязаны созданием Голливудом саги о Терминаторе...
В 1983 опростоволосилась уже наша ПРО. Принятая буквально за год до этого спутниковая система обнаружения сообщила о пуске с территории США нескольких баллистических ракет. Впоследствии оказалось, что высокочувствительные датчики обнаружения спутника «ослепило» Солнце, отразившееся от облаков в верхних слоях атмосферы Земли. Впрочем, руководство СССР и армейское командование панику поднимать не стали – в Союзе четко понимали, что если американцы и нанесут ядерный удар, то всей мощью, всеми силами и средствами, а не «какой-то там» парой-тройкой МБР. Тем не менее, поволноваться пришлось всем.
Штука, которую в том же, 1983 году умудрились отмочить в НАТО – причем как вояки, так и высшие руководители стран блока, стоила всем главам стран и армий Варшавского договора куда больших нервов. Североатлантическому альянсу вздумалось провести масштабнейшие учения «Опытный лучник». Стратегические ядерные силы НАТО были «проведены» через все стадии готовности - вплоть до DEFCON 1, означающую «ядерная война неизбежна». Все вооруженные силы Альянса сперва перешли на новейшие сверхсложные шифры, а затем начали действовать и вовсе в режиме радиомолчания, а лидеры соответствующих государств Запада, включая Гельмута Коля и Маргарет Тэтчер, дисциплинированно прятались в бункеры, как тараканы под печку... При этом команды на пуск ракет были, конечно, учебными, а «ядерные бомбы», под крыльями самолетов НАТО, усиленно круживших над Западной Европой - лишь виртуозно выполненными макетами таковых. Все бы ничего – вот только в СССР об этом не знали!
В Москве телодвижения «заклятых друзей» без дураков приняли за подготовку к войне. Более того – к нанесению первого ядерного удара. А что вы хотели после риторики Рейгана о «стратегической оборонной инициативе», американского вторжения на Гренаду и появления в Европе «Першингов»?! Отрезвление и некоторое понимание ситуации пришло к заигравшимся в войнушки «североатлантистам» после того, как в Польшу и Восточную Германию были переброшены наши бомбардировщики с ядерным оружием на борту. Самым настоящим, не макетами... Естественно, при этом все Вооруженные силы СССР и стран Варшавского договора были приведены в состояние полной боевой готовности – РВСН в первую очередь.
Американцы поняли, что учения могут закончиться совершенно не по плану, и принялись действовать в пожарном порядке. Рональду Рейгану пришлось срочно вспомнить свое основное ремесло и провести ряд крайне убедительных публичных выступлений, в ходе которых глава Белого Дома, бия себя в грудь, убеждал весь мир, что у США и НАТО «ничего такого и в мыслях не было». Войны снова удалось избежать.
Как бы то ни было, во многом именно описанные выше инциденты, во время которых слишком многое зависело от трудно прогнозируемых моментов, вроде морально-психологического состояния конкретных людей, находящихся за пультами запуска ракет, и побудили ведущие державы мира садиться за стол переговоров, чтобы хоть как-то снизить градус напряженности и угрозу взаимного уничтожения. Увы, США первыми начали процесс демонтажа архитектуры мировой безопасности, в одностороннем порядке выйдя в 2001 году из Договора об ограничении ПРО. Сейчас они точно так же поступают и в отношении ДРСМД. Это, конечно, не означает стопроцентной гарантии ядерной войны, но, безусловно, делает ее намного более вероятной. Особенно – с учетом того, что все меньшее количество доверия друг к другу у тех, чьи пальцы лежат на спусковых крючках Апокалипсиса, дает все больше шансов на то, что в критическую минуту кнопка будет нажата без колебаний.
Автор: Александр Неукропный
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас