Политика может расшатать мировую экономику. Политические риски выросли до глобального уровня. Движение «Захвати Уолл-Стрит» — вовсе не мелочь в мировом масштабе. И тем паче не мелочь — «арабская весна». Политическая остановка в виде «выключения» американского правительства в прошлом году — тоже удар по экономике. А перевороты в Египте и Таиланде? А Украина? Крым? Наконец, грядущий референдум в Шотландии?
Теме политических рисков посвящён новый доклад «Citigroup» под названием «Vox Populi Risk».
Согласно данным исследования «Citigroup», сообщает «РБК», мир столкнулся с угрозой роста политических рисков. Политические факторы давят на мировую экономику.
Авторы доклада напоминают, что в 1960-х гг. в США были движения за гражданские права и протесты против войны во Вьетнаме. В 1968 году прошли студенческие волнения в Европе. В 1989 году зашатался «железный занавес» и появились предпосылки к тому, что Советский Союз распадётся.
Однако эти события, по мнению авторов, имели последствия на национальном или региональном уровнях. Всё изменила эпоха глобализации. В XXI веке движение «Захвати Уолл-Стрит» или «арабская весна» влияют на ситуацию во всём мире.
Появилась и особенность новейших протестных движений: их двигатель — средний класс. Такую точку зрения подтверждают события в России, Бразилии, Турции, Индии, ЮАР в 2012-2013 гг.
Есть и подтверждающие цифры. Только за последние 3 года среднегодовое число массовых уличных протестов и отставок правительств в развитых и основных развивающихся странах составило 21,7 по сравнению с 14,1 в период 2000-2010 гг., указывает «РБК», основываясь на данных исследователей.
Чем же люди недовольны?
Прежде всего неэффективностью политических институтов и коррупцией в правительствах.
Аналитики «Citigroup» приводят примеры политических потрясений новейшего времени. Тут вам и кризис в Конгрессе США, чьим следствием стало «выключение» правительства, и военный переворот в Египте, и массовые протесты в Турции и Таиланде (эксперты не успели охватить случившийся там переворот, который лишь дополнительно подтвердил их мрачные прогнозы), и обострение ситуации в Южно-Китайском море, и очередная фаза войны в Сирии. Список завершают вторая украинская «революция» и «аннексия» Крыма.
Каким же последствиями грозит рост политических рисков планете Земля? Губительными.
«РБК» начинает с наименее опасных: замораживание реформ, возникновение новых партий, слабость политических коалиций, мирные протесты.
А вот и наиболее опасные: рост национализма, массовые уличные беспорядки, перевороты, гражданские войны.
Эксперты «Citigroup» провели кое-какие подсчёты, в результате которых выяснилось следующее.
С 2011 года по апрель 2014 года из 69 «рисковых» политических событий 43 имели ограниченные рыночные последствия, 17 — средние, 9 — дестабилизирующие.
Среди последних — переход Крыма к России, революция в Египте, успех на выборах в Греции «Сиризы» и ультранационалистической «Золотой зари», а в Италии — движения «Пять звёзд». Кроме того, дестабилизирующими последствиями характеризуются массовые протесты в Таиланде, Бразилии, Турции.
Экономические итоги политической нестабильности: снижение потребительской активности, снижение темпов роста ВВП, падение фондового рынка, снижение притока инвестиций. Всё это имеет место быть на Украине.
Между тем инвесторов куда больше волнует политика ФРС, нежели политические шаги В. Путина на Украине. Соединённые Штаты, в отличие от России, — центр всей мировой рыночной капитализации.
На долю США, согласно данным отчёта, приходится 49% мировой рыночной капитализации, а у развивающихся рынков соответствующий показатель составляет менее 10% (у всех, то есть в сумме!). Поэтому глобальные рынки больше интересуются программой количественного смягчения ФРС США, нежели шагами Путина на Украине.
Мнения специалистов по поводу исследования «Citigroup» привёл журнал «Эксперт».
Все, что названо «политическими рисками», на самом деле — прямое следствие экономического кризиса и начало процесса сворачивания «социального государства», говорит аналитик Дмитрий Адамидов. Уместно вспоминать отнюдь не 1960-е, а 1930-е годы: велика вероятность повторения именно того «сценария».
Возрастающие политические риски приводят не к «другой» экономической политике, а к хаотичной экономической политике, считает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Способность политического класса к достижению рабочих компромиссов будет уменьшаться. Всё чаще политические силы будут блокировать друг друга. Дойдёт до того, что не будет никакой политики, или время на принятие хоть каких-то решений будет непомерно растягиваться. Целью слабых компромиссов станет не разрешение противоречий, а создание видимости работы политического класса.
И это, добавим, прямая дорога к умиранию политического класса как такового. Прямо как в книге Саймака «Город».