Когда мы слышим словосочетание «международный терроризм», то в голове возникает картинка какого-то единого большого Зла. Но на деле это сразу несколько зол, между которыми могут быть серьёзные разногласия. Показателен в этом смысле пример взаимной вражды ДАИШ и Талибана.
Разные цели
Почему ДАИШ и талибы враждуют друг с другом? Казалось бы, они – единоверцы, желающие установить господство ислама. Методы тоже очень похожи: не убеждение и личный пример, а прямое насилие. Одинаковое отношение к неисламским памятникам культуры: Талибы уничтожили статуи Будды, а ДАИШ – римские ворота в Пальмире. В чём разница?
А разница-то довольно простая. Талибан – это в большей степени национальное движение, а не исламское. Талибы в массе своей – пуштуны и всё, на что они претендуют – это построение Исламского Эмирата Афганистан. ДАИШ же делает акцент на универсальности ислама и охотно привлекает в свои ряды людей всех национальностей, в т.ч. и новообращённых европейцев, американцев и даже австралийцев. ДАИШ ставит своей целью создать халифат, объединяющий всех мусульман.
Неправильный ислам
В отношении же талибана идеологи Исламского государства считают, что талибы даже не придерживаются исламского закона – шариата. Гораздо большую роль в их жизни играют племенные обычаи, противоречащие шариату. Ислам, исповедуемый талибами – это неправильный ислам, по мнению ДАИШ. Талибы исповедуют ашаризм, который отрицает слепое повиновение религиозным авторитетам и утверждает приоритет разума.
Список претензий к Талибану у ДАИШ довольно обширный. Входит сюда и обвинение в сотрудничестве с шиитами, которых сунитский ДАИШ ненавидит особенно. Кроме того, Талибы активно взаимодействуют с Межведомственным разведовательным управлением Пакистана, что тоже очень не нравится ДАИШ. За всё это талибы были причислены к отступникам, а это хуже, чем быть неверным.
Вот, что говорит официальный представитель талибанского комитета по печати: «Шииты – это мусульмане. Всякий, кто говорит, что нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его – мусульманин. В исламе много сект, но все их рассудит Аллах в день Суда». В ДАИШ же шиитов считают чуть ли не язычниками за их почитание мёртвых. Ничего кроме смерти эти отступники не заслуживают.
Но сами талибы – не шииты: ашаризм – это ветвь суннитского ислама. Неудивительно, что им достаётся от всех за неправильную веру. Исторически отношения талибов с шиитским меньшинством Афганистана и с шиитским Ираном не были безоблачными. Талибское правительство Афганистана чуть было даже не начало войну с Ираном в 1998 году. И всё же ДАИШ осуждает талибов за то, что они называют шиитов мусульманами и выступает против убийства шиитов за их веру.
ДАИШ провозгласило джихад против талибов и Пакистана: «Наши моджахеды с помощью Аллаха ведут войну с этими отступниками, предавших Аллаха, Пророка и всех мусульман. Это касается всех мусульман, которые хотят поддержать шариат в провинции Хорасан или в другой провинции халифата. Нужно истреблять отступников, очищая от неё землю Ислама».
Из двух зол Талибан лучше
Хотя для посторонних это всё может показаться фракционной борьбой, но сам факт, что исламистские террористические группы в этом регионе враждуют друг с другом, не может не внушать оптимизм. Ведь эта вражда предотвращает усиление или консолидацию экстремистских сил в Афганистане и Пакистане, поскольку война между террористическими группами дискредитирует сам исламский экстремизм и дезориентирует тех, кто хотел бы к ним присоединиться.
Кроме того, у талибов есть козырь для переговоров с законным правительством Афганистана, представляя себя защитниками от ДАИШ. У пакистанских спецслужб тоже есть интерес к Талибану, как к силе, которая может противостоять ДАИШ и связанными с ним террористическими группами, появившимися в северо-западных регионах Пакистана.
И наконец, Исламскому государству будет трудно закрепиться в Хорасане и осуществлять оттуда экспансию в другие регионы Центральной и Южной Азии. Странным образом ДАИШ удалось объединить в борьбе против себя столь разные силы как США, Иран и Талибан. Самопровозглашённый халифат может какое-то время просуществовать на территориях Ирака и Сирии, но шансов на продвижение в Афганистан и Пакистан у него нет, поскольку идеологи ДАИШ со своей ненавистью к «националистическому» Талибану сами себе создали непримиримых врагов.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас