Глубоко под «вулканом Дамаска» и «битвой за Алеппо» продолжают с грохотом двигаться тектонические плиты глобальной энергетической шахматной доски. Речь идёт о том, где будут проходить магистральные нефте- и газопроводы - своего рода кровеносные сосуды сегодняшней мировой энергетики. А по большому счёту - кто будет управлять всем этим хозяйством, кто и куда будет направлять мировые ресурсы? Участники этого процесса всё те же - США, страны Запада, государства Ближнего Востока и соседних регионов, включая Россию.
США весной этого года, похоже, окончательно отказались от поддержки
проекта «Набукко», задуманного ещё в 2002 году. Изначально проект
предусматривал строительство 3.300 км трубопровода из Азербайджана и
Ирана в Германию и Австрию. Строительство должно было начаться в 2011
году, а завершиться к 2014 году. Сначала возникали проблемы с
финансированием и споры о квотах на газ для его участников и, кроме
того, нехваткой металла для изготовления труб. Однако решающей для
охлаждения интереса к проекту стала проблема с источниками поставок
газа, а точнее, с государствами, владеющими этими месторождениями.
Первоначально
сама идея строительства «Набукко» опиралась на газовые поставки из
Ирана. Это наиболее крупный источник газа с разведанных месторождений.
Однако США категорически выступили против сотрудничества с Ираном в
нефтегазовой сфере и однозначно вывели иранский газ за рамки проектов
поставок «голубого топлива» в Европу. До сих пор никто из участников не
может ручаться, что разрабатываемое европейскими консорциумами
месторождение «Шах-Дениз» в Азербайджане и даже «Стадия-2» этого проекта
наполнит газопровод по крайней мере на треть - до 10 млрд. кубометров
газа в год, что необходимо для нормального функционирования
трубопровода. Меньшие объёмы просто сведут на нет весь проект.
Исходя
из этого, США стали отдавать предпочтение другому проекту - «Южный
газовый коридор», призванный в будущем стать основным маршрутом
транспортировки газа из Азербайджана и Туркмении в ЕС через Грузию и
Турцию. Это в общей сложности три газопровода, альтернативных
существующим российским газопроводам и планируемому «Южному потоку». США
в принципе выступают за поставки газа в обход России не только из
Азербайджана, но и из Центральной Азии. Именно этот фактор считается
ключевым в обеспечении европейской энергобезопасности и снижении
энергетической зависимости Европы от России.
В то же время Россия
ускоряет собственные планы по будущим поставкам в Европу. Согласно
информации «Газпрома», завершена работа над проектной документацией для
газопровода «Южный поток». Проект реализуется с участием российских,
итальянских, французских и немецких компаний. Трубу планируется
проложить по дну Чёрного моря из порта Джубга в болгарский порт Варну.
Далее две его ветви пройдут через Балканский полуоостров в Италию и
Австрию. Строительство газопровода планируется начать уже в конце 2012
года и завершить в 2015 году. Планируемая мощность «Южного потока» - 63
млрд. кубометров газа в год. В этом году уже удалось согласовать с
Турцией прокладку трубопровода через турецкую часть черноморского
шельфа.
Европейские страны не отказываются от получения газа по
этому маршруту. Однако принятый Евросоюзом в 2009 году так называемый
«третий энергетический пакет» налагает ограничения на деятельность в
энергетическом секторе вертикально-интегрированных компаний, к числу
которых принадлежит и наш «Газпром». Главное требование европейцев - это
разделение бизнеса по добыче и транспортировке энергоносителей. Второе
требование - это превалирование интересов потребителей над интересами
поставщиков. На практике получается, что, защищая интересы потребителей,
ЕС игнорирует интересы производителей и поставщиков энергосырья и
практически вводит диктат потребителей.
На международных форумах по
проблемам энергообеспечения Европы российской стороне вновь предлагается
ратифицировать Энергетическую хартию и договор к ней, суть которого -
поставить поставщиков в подчинённое положение к потребителям. В этой
ситуации очевидно, что продавливание членами Евросоюза конкурирующих
газотранспортных проектов изначально нацелено на снижение
конкурентоспособности российских маршрутов и снижение цен на газ.
Получается довольно интересная картина: Запад, выводя Иран за рамки
энергетического сотрудничества, создаёт для себя проблему нехватки
источников, альтернативных российским, при том что российской стороне
выставляются всё новые и новые требования.
В сложившейся ситуации
многое зависит и от Сербии, на территории которой проектом планировалось
построить газохранилище. Сербия получила статус кандидата на членство в
ЕС и отныне должна играть по его правилам, что фактически могло
заморозить соглашение России и Сербии по нефти и газу. Однако на
настоящий момент Сербия продолжает заявлять о большой заинтересованности
в российском проекте. Таким образом, практически все переговорные
процессы по всем каспийским энергетическим проектам увязают в сложных
политических интригах. И всё это происходит на фоне ожидаемого
увеличения спроса на «голубое топливо» в Европе.
Наряду с этим
госдепартамент США недавно сообщил о том, что две американские компании,
названия которых не уточняются, намерены принять участие в
строительстве другого трубопровода длиной примерно 1.700 км - из
Туркмении через Афганистан в Индию и Пакистан. Ранее было заявлено о
подписании между этими странами соответствующего межправительственного
соглашения. Однако эксперты считают, что в данном проекте существует
одна очень серьёзная проблема - обеспечение безопасности трубопровода,
идущего через территорию неспокойного Афганистана. Понятно, что в этой
ситуации какое-либо вовлечение в проект Ирана не предусматривается.
Более того, Иран собирался проложить новый трубопровод до Индии через
Пакистан, однако под давлением Вашингтона Нью-Дели отказался от проекта.
Американский бонус за «хорошее поведение» был весьма существенен:
содействие в реализации проектов в области ядерной энергетики. Впрочем,
Пакистан от иранского газа не отказался. Соглашение между Ираном и
Пакистаном было подписано ещё в 2009 году и было отмечено целым рядом
терактов со стороны суннитской террористической группировки «Джундалла»,
спонсируемой, по многочисленным свидетельствам, из Вашингтона и ведущей
террористическую войну против Ирана.
Возвращаясь к событиям в
Сирии, напомним, что за год до них между Ираном, Ираком и Сирией было
заключено соглашение на 10 млрд. долларов по строительству к 2016 году
газопровода с гигантского иранского месторождения «Южный Парс».
Газопровод должен пересечь Ирак и Сирию, получив возможное продолжение в
Ливан. Ключевым экспортным рынком для него является Европа. Если бы
газопровод вошёл в строй, то по нему транспортировалось по крайней мере
на 30 процентов больше газа, чем по упоминавшемуся «Набукко». Этого не
могли допустить другие игроки газопроводной стратегии. В их числе прежде
всего Саудовская Аравия и Катар, которые хотели бы поставлять через
Средиземноморье в Европу свой газ. А также Турция, которая мечтает стать
новым Китаем, придавая Анатолии конфигурацию решающего стратегического
перекрёстка трубопроводов для экспорта российских,
каспийско-центральноазиатских, иракских и иранских нефтяных и газовых
потоков в Европу. Именно с этими интересами многие аналитики и связывают
упорное стремление «Суннитской коалиции», Турции и США сместить Асада и
раздробить Сирию на более мелкие, но при этом сговорчивые анклавы.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас