В середине октября 2012 года на рассмотрение Верховной Рады был подан законопроект № 11350, согласно которому возможно начало боевых действий в том случае, если возникнет угроза вооруженного конфликта.
Законопроект предполагает внесение некоторых изменений в законы, касающиеся обороны государства. В частности, речь идет о законах, определяющих вооруженные силы как средство защиты суверенитета Украины, обороны государства, его независимости и национальных интересов, территориальной неприкосновенности и целостности в том случае, если возникнет угроза агрессии, конфликта либо же нападения. Изменения, которые предлагается внести в законы, предполагают начало ведения боевых действий в качестве превентивной меры для устранения угрозы независимости, суверенитету, интересам страны и ее территориальной целостности. Отметим, что в действующем варианте закона военные действия рассматриваются в качестве ответной меры на предполагаемую угрозу.
Помимо этого, новый законопроект предполагает прописать в очередной раз внеблоковый статус Украины. В частности, законопроект говорит о том, что Украина будет принимать участие в международных системах безопасности, а также в программах по международному сотрудничеству, сохраняя внеблоковый статус.
Помимо этого в проекте оговаривается и пункт относительно того, что в случае возникновения агрессии против украинского государства либо же вооруженного конфликта, глава государства получает право принимать решения относительно мобилизации (частичной или полной), введения военного положения на определенных территориях, использования Вооруженных Сил и других воинских формирований. Более того, Президенту также предполагается предложить право вносить на рассмотрение Рады документацию относительно объявления состояния войны.
Необходимо отметить, что в начале лета (в июне) 2012 года была введена новая Военная доктрина и Стратегия национальной безопасности. Что касается Военной доктрины, то она в значительной степени отличается от того документа, который существовал ранее.
Несмотря на то, что об эти документа носят оборонный характер, в новой редакции пересмотрены принципы подготовки государства к вооруженному способу защиты своих интересов с учетом внеблоковости Украины.
Уже в Военной доктрине вполне четко прописан внеблоковый статус, который стал осознанным выбором украинского правительства, которое отказалось от вступления в военный блок. В то же время, разработчики новой доктрины имеют определенные предположения относительно возможного втягивания страны в вооруженные конфликты, происходящие между другими странами.
Так, помимо всего прочего, предусмотрены и следующие варианты угроз: возникновение конфликта на государственной границе, а также перерастание нестабильности внутри государства в конфликт. При этом было определено три основных вида возможных конфликтов: вооруженный, региональный и локальный. Вместе с тем, разработчики, учитывая условия и тенденции развития военно-политической сферы, уверены в том, что локальные и региональные конфликты (то есть, когда на страну нападает либо одно государство либо несколько) маловероятны. В том же случае, если станет очевидно, что без военного конфликта обойтись не удастся, украинское правительство не будет предпринимать никаких насильственных методов, то есть обратиться за помощью к более влиятельным государствам и к Совету Безопасности ООН, введет «чрезвычайное положение» будет более активно действовать в информационном поле. Помимо этого, Украина будет демонстрировать свою обороноспособность, готовность к отражению атаки, а также способность нанести потенциальным противникам ответный удар.
В документе перечислены те риски, которые повышают уровень военной угрозы против страны, а кроме того – основания для существования военного конфликта. Если сравнивать с предыдущей редакцией доктрины, в которой основными угрозами внутреннего характера признавались деятельность сепаратистских и экстремистских группировок и организаций, а также неудовлетворительное состояние национальных войск, то в новом документе их перечень значительно расширился. Таким образом, угрозой считается уже вмешательство во внутренние дела государства, которое осуществляется при помощи информационного влияния, экономического давления, осуществления моральной и финансовой поддержки определенных политсил и организаций, действия которых направлены на дискредитацию правительства.
В новом варианте доктрины очень интересным и «говорящим» является пункт о том, что необходимо считать началом внутреннего военного конфликта – проведение акций вооруженных формирований, которые не предусмотрены законом и которые направлены на изменение политического строя в государстве или захват власти в стране; возникновение межрелигиозных конфликтов; захват важных стратегических объектов с применением насилия.
Что касается нового варианта Стратегии национальной безопасности, то новая редакция определяет основные принципы и приоритетные задачи, а также механизмы осуществления защиты национальных интересов и интересов населения как от внешних, так и от внутренних угроз.
Новый документ предполагает формирование благоприятных условий для обеспечения прав, свобод и интересов украинских граждан и государства, а также дальнейшего завоевания позиций в мире в качестве демократического государства с постоянно развивающейся экономикой, которое обладает политическими, морально-этическими и экономическими ценностями.
Внешнеполитический курс стратегии предполагает защиту прав украинского населения за рубежом, расширение сотрудничества украинского государства с другими странами мира, международными организациями, а также создание необходимых условий для евроинтеграции.
Согласно новой Стратегии, приоритетным инструментом для осуществления защиты национальных украинских интересов на мировой арене станет международное законодательство. При этом акцентируется внимание на экономических и социальных угрозах. Кроме того, причинами межгосударственных конфликтов, помимо политики и экономики, могут стать также несовершенство проводимой политики в миграционной сфере, негативное влияние на внешнеэкономическую конъюнктуру внешнего рынка, большая зависимость от импорта энергоносителей, отсутствие защиты рыночных отношений от недобросовестных конкурентов, а также наличие нерешенных вопросов по демаркации границ с Беларусью, Молдовой и Россией.
Необходимо также отметить, что та ситуация, которая существует в настоящее время на Украине, явно свидетельствует о том, что Стратегия – это некая светлая мечта, к которой стремится правительство.
И уже одно только то обстоятельство, что вышеназванные документы принимались в условиях полной секретности без вынесения их на обсуждение общественности, свидетельствует об отсутствии демократического контроля за ними.
Таким образом, напрашивается вполне очевидный вывод, что все эти документы, как принятые, так и находящиеся на рассмотрении, - это всего лишь основа, некий базис, на котором должно строиться общение между правительством и народом, а кроме того, должно быть выстроено единое понимание того, что происходит в стране и как улучшить ситуацию. В противном случае – это всего лишь бумажки, которые никак не помогут защитить страну в случае реальной военной угрозы.
Использованы материалы:
http://hvylya.org/news/ukrainskaya-vlast-hochet-zastavit-armiyu-voevat-s-sobstvennyim-narodom.html
http://ofhonor.net/view_post.php?id=344
Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас