В настоящее время в нашей стране прорабатывается несколько перспективных проектов подводных лодок разного класса и назначения. Не так давно стало известно о запуске проекта с шифром «Горгона». В рамках этой работы СПМБМ «Малахит» отрабатывает облик многоцелевой атомной подлодки малого водоизмещения.
Новые направления
Несколько недель назад АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» подготовило и публиковало годовой отчет за 2020 г. Один из первых разделов этого документа, традиционно, посвящен ключевым событиям рассматриваемого года. В нем упоминается проведение различных работ по уже реализуемым проектам, а также раскрывается существование новых.
Один из пунктов раздела указывает, что в прошлом году «в инициативном порядке разработаны технические предложения и определен облик атомной многоцелевой подводной лодки малого водоизмещения «Горгона». Вместе с этой работой упоминается уже известный проект неатомной подлодки «Сервал».
В другом разделе отчета «Горгона» и другие проекты названы работами, обеспечивающими стратегическое развитие предприятия. Прочие упоминания о новом проекте в отчете отсутствуют. Какие-либо данные технического или иного характера тоже не приводятся. Сообщается об изготовлении макетов разных подлодок для показа на выставках, но не «Горгоны».
Следует напомнить, что в последние годы СПМБМ «Малахит» регулярно раскрывает информацию о своих перспективных разработках. Так, публиковались материалы по новым проектам семейства «Пиранья», а в прошлом году открыто демонстрировался макет «Сервала». Новый проект «Горгона» по неизвестным причинам пока не дошел до этой стадии.
Технические загадки
О проекте «Горгона» пока известно крайне мало. По сути, раскрыт только сам факт его существования и класс, к которому будет относиться новая подлодка. Впрочем, и этой информации достаточно для определения общей картины и поиска возможных преимуществ.
Проектный облик подлодки П-650Э
Проект «Горгона» предлагает конструкцию подлодки малого водоизмещения, точное значение которого не названо. Учитывая отечественный опыт в этой сфере, можно ожидать, что водоизмещение «Горгоны» будет превышать 200-250 т, но не выйдет за пределы 1000-1500 т. Для сравнения, проект «Сервал» предусматривает выход на уровень 1450 т.
Таким образом, «Горгона» будет легче всех существующих подлодок основных классов, включая дизельные «Варшавянки» и специальный атомный «Лошарик». Соответственно, такая лодка будет уступать им и по главным размерениям. Длину перспективной АПЛ можно оценить в 50-60 м, диаметр – не более 5-7 м.
Большой интерес представляет информация о применении ядерной энергоустановки. «Горгона» может стать первой отечественной подлодкой малого класса, имеющей подобную энергетику. До настоящего времени все подобные корабли оснащались только дизель-электрическими энергоустановками.
Идея малой подлодки с ЯЭУ имеет определенные преимущества и позволяет улучшить потенциал корабля. При этом возникают достаточно сложные технические задачи, без решения которых не удастся получить все желаемые результаты. Прежде всего, это необходимость вписать энергоустановку требуемой мощности в ограниченные габариты и водоизмещение малой АПЛ.
«Горгона» рассматривается в качестве многоцелевой подлодки. Современные отечественные АПЛ этого класса оснащаются развитыми средствами наблюдения и приема целеуказания, а также способны нести разнообразное минно-торпедное и ракетное вооружение. За счет этого обеспечивается эффективный поиск и поражение надводных, подводных и береговых целей.
Подлодки типа "Варшавянка", имея водоизмещение менее 4 тыс.т, являются наименее крупными и тяжелыми среди боевых кораблей наших подводных сил
В известных проектах малых подлодок от СПМБМ «Малахит» комплекс вооружений строится на основе торпедных аппаратов разных калибров. При этом 533-мм системы способны применять как торпеды, так и современные ракеты. В проекте «Горгона» тоже может использоваться такой подход. Применение отдельной пусковой установки для ракет, как в проектах более крупных АПЛ, маловероятно.
Ранее упоминалось, что неатомная подлодка «Сервал» может получить модульный комплекс вооружений, средств самозащиты и разведки. Состав оснащения лодки должен определяться в ходе планирования операции, и перед выходом в море на нее предлагается монтировать необходимые средства. Вполне возможно, что такие решения найдут применение и в проекте «Горгона» – если это позволят объективные ограничения конструкции.
Следует ожидать, что в перспективном проекте будут использоваться самые современные образцы радиоэлектронного оснащения, в т.ч. с новыми функциями. Большинство процессов управления может быть автоматизировано, благодаря чему появится возможность сократить экипаж.
Возможные преимущества
Проект «Горгона» основывается на оригинальной концепции малой многоцелевой атомной подлодки. Она предусматривает объединение решений, характерных для разных классов подводной техники, с целью получения новых возможностей. Можно представить, какие преимущества покажет подобная АПЛ и чем она может быть полезна для флота.
На данный момент польза от «Горгоны» заключается в проведении научно-исследовательской работы и в поиске необходимых решений, компонентов и технологий. Вне зависимости от дальнейшей судьбы проекта, СПМБМ «Малахит» получит ценный опыт разработки подлодки необычного класса, который затем можно будет использовать при создании новых кораблей.
Пуск ракет "Калибр" подлодками пр. 636.3. Схожие возможности может получить и "Горгона"
Малые подлодки от СПМБМ «Малахит», такие как «Пиранья», П-650Э и т.д., предлагаются для обороны прибрежных и морских границ, баз и т.д. Они должны вести патрулирование на ограниченном удалении от берега, отслеживая активность вероятного противника. Штатное вооружение позволяет им атаковать широкий круг целей, как в оборонительных, так и в наступательных операциях. Кроме того, малые подлодки способны обеспечивать работу боевых пловцов.
АПЛ малого водоизмещения наподобие предлагаемой «Горгоны» вполне способна решать все подобные задачи. При этом ЯЭУ позволит улучшить некоторые ее возможности. Такой корабль может постоянно оставаться под водой и не подвергаться излишним рискам при регулярных всплытиях.
Однако наличие ЯЭУ усложняет разработку проекта и увеличивает стоимость строительства лодки. Также возникают ограничения эксплуатационного характера. В отличие от дизельных и неатомных кораблей, «Горгона» нуждается в пункте базирования с более сложной и развитой инфраструктурой. Существенным недостатком является большая стоимость жизненного цикла, начиная от строительства и заканчивая утилизацией.
От инициативы к реализации
Концепция многоцелевой АПЛ малого водоизмещения предусматривает использование целого ряда интересных идей и решений, обеспечивающих самые примечательные результаты. Она весьма интересна с технической точки зрения, но реальные перспективы пока до конца не ясны. Потенциальному заказчику еще предстоит оценить инициативную разработку СПМБМ «Малахит» и определить ценность «Горгоны» для военно-морского флота.
Инициативные разработки конструкторских бюро, создаваемые без заказа Минобороны, зачастую не получают развития. Однако нельзя исключать, что «Горгона» или иной проект необычной АПЛ заинтересует военных и получит поддержку. В таком случае оригинальный концепт будет развит и превращен в полноценный технический проект. В то же время, возможен и противоположный сценарий, в котором многоцелевая малая подлодка не имеет будущего.
На данный момент о проекте «Горгона» известно крайне мало, что не позволяет в полной мере оценить его преимущества и недостатки, а также предугадать реальное будущее. Однако можно рассчитывать, что в ближайшее время этот проект представят на одной из военно-технических выставок – и опубликуют все основные данные, необходимые для более подробного изучения.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!