Общие показатели
На данный момент Польша располагает достаточно многочисленными и развитыми вооруженными силами. В рейтинге Global Firepower 2020 она располагается на 21 месте в мире и входит в десятку наиболее развитых в военном отношении европейских стран. Заметное перемещение вверх в данном рейтинге началось несколько лет назад, когда Польша приступила к реализации новых военных программ.
Общая численность вооруженных сил – около 124 тыс. человек. Свыше 60 тысяч служат в сухопутных войсках. Военно-воздушные и военно-морские силы, силы спецопераций и войска территориальной обороны отличаются меньшей численностью. Что касается оснащения, то все виды вооруженных сил в целом соответствуют современным требованиям, однако по количеству и качеству отдельных образцов могут уступать зарубежным армиям.
Опытный ОБТ Leopard 2PL. Фото Wikimedia Commons
В последние годы (за редким исключением) наблюдается постоянный рост оборонного бюджета. Так, в 2018 году он составлял 42,9 млрд злотых (менее 12 млрд долл. США), а в 2020 - вырос до 50,4 млрд злотых (более 12,6 млрд долл.) За счет постоянного роста оборонный бюджет уже превысил 2% от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. К 2030 году его планируется еще увеличить до 2,5% с понятными положительными последствиями для обороноспособности.
В вопросах обороны Польша полагается не только на свои силы. Развивается сотрудничество в рамках НАТО. На территории государства постоянно присутствует иностранный контингент. При необходимости, польская армия тоже участвует в мероприятиях за рубежом. Взаимодействие с другими странами НАТО, как считается, позволяет закрывать слабые места в обороне и более эффективно противостоять общим угрозам.
В этом году Польша и США подписали договор об увеличении американского контингента на польской территории. Для этого Польше придется построить и реконструировать массу объектов военного и двойного назначения. Кроме того, польская сторона возьмет на себя часть расходов на содержание иностранных войск. Общая стоимость таких мероприятий остается неизвестной, но руководство страны говорит о необходимости таких трат для коллективной и национальной безопасности.
Структурные преобразования
Ранее существовавшая организационно-штатная структура вооруженных сил была признана недостаточно эффективной, и ее решили дополнить современными компонентами. В настоящее время ведутся мероприятия по созданию новых структур, частей и соединений разного рода. Основное внимание при этом уделяется сухопутным формированиям.
Макет перспективного K2PL. Фото Минобороны Республики Корея
В состав сухопутных войск до 2018 года входили две механизированные дивизии и одна кавалерийская. Также несли службу несколько отдельных бригад и полков разного назначения. В 2018 году началось формирование нового соединения. Части новой 18-й мехдивизии базируются в восточных районах страны и призваны прикрывать столичный регион. В ближайшем будущем дивизия сможет начать полноценную службу.
Продолжается создание войск территориальной обороны, начатое в 2017 году. В настоящее время в них служат более 3 - 3,5 тыс. человек, еще 18 тысяч числятся в резерве. В 2021 году общую численность этого рода войск, включая резервистов, планируется довести до 53 тыс. человек. В случае вооруженного конфликта подразделения территориальной обороны должны вести боевые действия в своих регионах и дополнять полноценные сухопутные войска.
В обозримом будущем возможно формирование новых соединений и подразделений для повышения общей обороноспособности. В последние годы на разных уровнях неоднократно упоминалась необходимость строительства армии общей численностью 200 тыс. человек. Впрочем, пока дальше разговоров и пожеланий дело не пошло.
Сухопутное развитие
Актуальный План технической модернизации вооруженных сил предусматривает проведение ряда новых программ в срок до 2035 года. Одним из основных направлений в этом контексте является развитие парка бронетанковой техники. Так, с 2017 года осуществляется программа Wilk («Волк»), целью которой является закупка 500 новых основных танков для замены наличной техники.
Планы по закупкам F-35A. Графика Минобороны Польши
В настоящее время армия Польши имеет свыше 600 ОБТ разных типов, основная масса которых отличается значительным возрастом и нуждается в модернизации. В ближайшие 10-15 лет их планируется списать ввиду морального устаревания и заменить перспективными образцами. Рассматривается возможность закупки разрабатываемого французско-немецкого танка MGCS. Южная Корея предлагает свой проект K2PL. При этом выбор еще не сделан, и программа остается на самых ранних стадиях. Когда ситуация изменится – неясно.
Пока в интересах армии реализуется проект модернизации имеющихся танков Leopard 2A4 по проекту «2PL». В мае и июне заказчику передали первые 5 ед. обновленной техники. В общей сложности планируется модернизировать 142 бронемашины – весь парк имеющихся «Леопардов-2». Программа на несколько месяцев отстает от ранее установленного графика, но ее планируют завершить в ближайшие годы.
Новое поколение в воздухе
Основу тактической авиации ВВС Польши составляют истребители-бомбардировщики 4 поколения, и в ближайшее время начнется ее обновление. 31 января был подписан польско-американский контракт на поставку истребителей 5 поколения F-35A. Соглашение стоимостью 4,6 млрд долл. предусматривает передачу 32 самолетов, некоторого количества комплектующих и подготовку личного состава. При этом ожидается появление новых контрактов на поставку оружия и обучение военнослужащих.
Первые вертолеты S-60i для польских ВВС. Фото Минобороны Польши
Первые F-35A передадут заказчику в 2024 году. Техника будет поставляться по 4-6 ед. в год. Первая эскадрилья достигнет начальной оперативной готовности к 2028 году. Еще через два года службу начнет вторая. В соответствии с основным контрактом, обучение в США пройдут 24 летчика и около 100 человек технического состава. Если польские ВВС пожелают увеличить количество специалистов для работы на новой технике, им придется заключать новые контракты.
Запланировано существенное обновление военно-транспортной авиации. ВВС уже имеют пять самолетов C-130E американского производства. Недавно Польша отправила США запрос о покупке еще пяти таких машин. C-130E являются самыми крупными ВТС польских ВВС, и удвоение их числа повысит потенциал транспортной авиации.
Планируются и осуществляются закупки вертолетов. В конце прошлого года 7-я эскадрилья спецопераций ВВС получила 4 вертолета S-70i International Black Hawk американского производства. Машины поставили не в полной комплектации, и до конца 2020 года на польской площадке должна завершиться их сборка. Сейчас ВВС решают вопрос перевода имеющегося опциона на 4 вертолета в твердый контракт.
Военно-морские планы
Польша имеет большие планы по развитию военно-морских сил. Предусматривается строительство боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов разного назначения. Это, как ожидается, позволит заменить устаревшие образцы и нарастить боеспособность. Однако реальные проекты сталкиваются с серьезными трудностями, и планы не удается выполнить в полной мере.
Сторожевой корабль Ślązak. Фото Wikimedia Commons
Главной новинкой в боевом составе ВМС является сторожевой корабль Ślązak. Его заложили в 2001 году как головной корвет пр. 621 / Gawron II. Строительство продолжалось до 2012 года, после чего его остановили из-за множества различных проблем. В 2015 году началась перестройка корабля по проекту 621M с изменением функций. Теперь он рассматривался как сторожевик. Строительство шести следующих «Гавронов» отменили. Год назад Ślązak приняли в состав ВМС.
Ранее, в ноябре 2017 года, флот принял головной тральщик Kormoran одноименного проекта, строившийся с 2015. Следующий корабль этого типа заложили только в середине 2018 года, а в октябре 2019 началось строительство третьего тральщика. Второй и третий «Кормораны» поступят на службу в ближайшие годы. К началу тридцатых предполагается построить еще три подобных тральщика.
Планы на будущее предусматривают строительство до трех дизель-электрических подлодок «стратегического значения», патрульных и разведывательных кораблей, судов спасательных и обеспечения. Кроме того, необходимо развитие береговых войск за счет закупки разнообразных вооружений. Однако, как показывает практика, польская судостроительная промышленность не в состоянии быстро и качественно решать поставленные задачи и давать ВМС желаемые корабли.
Желания и возможности
В последние годы Польша уделяет повышенное внимание военному строительству и развитию вооруженных сил. Формальным поводом для этого называют пресловутую «российскую агрессию», от которой необходимо защищаться любыми доступными методами. Главным способом защиты от «агрессивной России» становится увеличение оборонного бюджета, за счет чего реализуются все прочие планы. При этом, как бывает в разных странах, увеличение военных расходов подвергается критике.
Головной тральщик пр. Kormoran. Фото Минобороны Польши
Планы по изменению организационно-штатной структуры и по созданию новых формирований пока не сталкиваются с серьезными затруднениями, хотя не все идет гладко. Более сложным оказывается перевооружение. Финансовые возможности заказчика в лице Минобороны и технологический потенциал промышленности не всегда находятся на желаемом уровне. Как следствие, одни образцы удается модернизировать и заменять, тогда как производство других растягивается на годы и все равно не дает нужный результат.
При всем этом, Польша в ряде вопросов может полагаться на партнеров по НАТО. На выгодных для себя условиях они готовы продавать польской армии необходимую технику или посылать дополнительный контингент. Однако не всегда такое сотрудничество оказывается в полной мере выгодно для польской стороны.
Таким образом, Польша имеет некоторые возможности для совершенствования своих вооруженных сил и использует их. Результаты этого не всегда соответствуют ожиданиям, из-за чего темпы строительства и развития оказываются ниже желаемых. Впрочем, несмотря на все трудности, подобные процессы будут продолжаться и в ближайшем будущем: «российская угроза» не теряет актуальности и остается для Польши хорошим поводом для реализации своих планов.