В сети часто можно увидеть различные высказывания на тему того, что наши малые корабли, такие как корветы, фактически бесполезны, если американцы припрут все свои эсминцы к нашим берегам. Так это или нет, рассмотрим на примере корвета проекта 20385.
Сравнивать мы будем только по «сухим» характеристикам, так как в реальном бою слишком много других факторов, да и действовать корабли будут в составе ударной группы с поддержкой подлодок и авиации (как наши, так и американские). Но, тем не менее, данное сравнение позволит понять, что такой корабль, как корвет, далеко не бесполезен, как считают многие интернет критики. С первого взгляда может показаться, что противостояние не в пользу корвета, так как по главному критерию он уступает примерно в 4 раза. Речь идёт о количестве вертикальных пусковых установок с ракетным вооружением. На нашем корабле их всего 24, а у американца аж 96. У эсминца размеры куда больше, а значит воткнуть ракетного вооружения можно гораздо больше. Казалось бы, ну как наш корвет может этой мощи противостоять? А очень просто. Дело в том, что в этих 96 ячейках нет ни одной противокорабельной ракеты.
Эсминец типа "Арли Бёрк".
Как так вышло? Тут причин две. Первая - это система «Иджис», которая отвечает за противовоздушную и противоракетную оборону. Её боекомплекту американцы решили уделить максимальное внимание, чтобы обезопасить эсминец от неприятельских атак, ну и противоракетную оборону заодно организовать. Вторая причина - это банальное отсутствие каких-либо разработок в данном направлении. Хотя сейчас американцы решили попытаться хоть как то догнать нас в этом направлении путём размещения ПКР LRASM. Выполнена она по технологии «Стелс» и летит почти на 1000 километров, однако многие минусы поставили крест на такой адаптации и «Арли Бёрки» ходят без таких ракет. Заменой LRASM должен был стать противокорабельный «Томагавк», который летит примерно такое же расстояние и прекрасно совмещается с универсальной пусковой установкой Мк.41. Однако тут американцы встают на грабли второй раз - такой «Томагавк» уже был и он крайне сильно не удовлетворял военных. Пока что проект реализуется крайне медленно и не факт, что ПКР доберётся до флота.
На фото пусковая установка Мк.41.
Выходит, что «Арли Бёрки» практически невооружённые корабли, так что ли? Ну, не совсем так. На борту, в отдельных ПУ, имеется 8 ракет «Гарпун». В последней модификации они могут пролететь до 280 километров, но на дозвуковой скорости. На максимальное расстояние лететь им минут 20. Однако если ракеты долетят, то наш корвет сможет ответить комплексом «Редут», под который выделены 16 ячеек. Но не стоит думать, что в этих 16 ячейках 16 ракет, нет, их гораздо больше, так как ракет ближнего боя влезает аж 4 штуки в одну ячейку. Всего около 40 ракет, из которых 8 для дальней зоны, а 32 отвечают за ближнюю (до 15 км от корабля). То, что они прекрасно справятся с «доисторическими» «Гарпунами», сомневаться не приходится. А вот ответка будет куда серьёзней - на корвете проекта 20385 есть ещё 8 ячеек под ударное вооружение, которое, как можно догадаться, представлено ракетами «Калибр», «Оникс» или «Циркон». Последний так и вовсе гиперзвуковой. Причём в случае внешнего целеуказания (от вертолёта, например) корвет может даже не входить в те опасные 280 км, так как дальность наших ракет куда больше (500, 600 и 1000 соответственно).
Корвет проекта 20385.
Ситуация, само собой, гипотетическая и в реальности такое может произойти с крайне низкой вероятностью. Однако быстрое сравнение даёт пищу для размышлений и говорит нам о том, что корветы далеко не бесполезны, при грамотном их применении. К тому же они меньше и выполнены по технологии «Стелс» , что делает их крайне опасными.