Российско-молдавская межправительственная комиссия собралась впервые в Кишинёве с 2016 года. Вопросов друг к другу за эти годы накопилось немало. Пока что обе стороны с воодушевлением отнеслись к возобновлению диалога.
Например, министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев заметил, что в Москве приветствовали создание коалиционного правительства. «Перемены, через которые прошла Молдова, открывают благоприятные перспективы для молдавско-российских отношений. Важно отметить, что отмечается взаимный интерес к дальнейшему развитию диалога», — заявил Патрушев.
Вспомнили и о работающей в всхлипывающем режиме «Программе экономического сотрудничества между Республикой Молдова и Российской Федерацией на 2009-2020 годы». Подписана она была аж 14 ноября 2008 года. Ох, сколько за прошедшее с того дня произошло в российско-молдавских отношениях. Да и вообще в обеих странах. В Молдове, например, власть успела поменяться несколько раз. Там даже произошла непонятная революция с разгромом бушующей молодёжью с румынскими и евросоюзовскими флагами зданий парламента и администрации президента. В России тоже власть менялась, но в рамках преемственности.
За это время были отмечены и небольшие всполохи торговой войны. Несколько раз в немилость в России попадали молдавские сельхозпроизводители. Дело чуть было не дошло до большого бунта тамошних аграриев, которые были с одной стороны жёстко заквотированы Евросоюзом по Соглашению о всеобъемлющей и свободной торговле (подписано, кстати, было ещё прежним «другом Москвы» Владимиром Ворониным) , а с другой стороны попали под очередные российские санкции.
О политике и вовсе нечего говорить. Тогда и все находившиеся у руля в роли и.о. или полноправного президента были так заняты антироссийской риторикой, что забывали — ограничения на поставки сельхозпродукции в Россию это «цветочки» по сравнению с теми «ягодками», которыми могла бы ответить разобидевшаяся Москва.
При нынешнем президенте происходит примерно тоже самое. Разница ещё не так давно заключалась только в том, что при очередном выпаде неподконтрольного ему правительства он быстренько летел в российскую столицу просить, чтобы Кремль не отвечал на эти недружественные проявления. Если глава государства в конец надоедал реальной власти в стране, то его на денёк, другой отправляли во внеочередной отпуск.
Сейчас эта практика пока что сошла на нет. Надолго ли? Премьерша Майя Санду – лидер румыноунионистского движения ACUM пока что терпит вынужденную коалицию с социалистами. Хотя и с трудом. Вы не помните, что недавний визит в Молдавию министра обороны России Сергея Шойгу был неофициальным? Почему? Потому что на этом настояла Санду. Додон смирился…
Сколько игра в благопристойность будет продолжаться? Политический тотализатор не открываем. Сами для собственного развлечения делайте в узком кругу ставки.
Мы же всё же будем питать надежду на оздоровление российско-молдавских отношений. Их нормализация более важна Молдавии. Хотя у той всегда есть возможность пошантажировать Москву русскоязычным населением. Не будем забывать, что Молдавия – одна из самых многонациональных из бывших союзных республик. В её составе есть Автономно-территориальное образование Гагауз-Ери, а по соседству отколовшееся ещё в 1990 году, опять же по причине культивировавшегося тогда в Кишинёве румыноунионизма, Приднестровье.
Представители непризнанной Приднестровской Молдавской Республики тоже присутствовали сегодня на заседании межправкомиссии. Хоть и в качестве наблюдателей, но внесли на её рассмотрение 11 вопросов, касавшихся старых и новых проблем во взаимоотношениях с Кишинёвом. Из новых – блокирование счетов приднестровских предприятий молдавскими коммерческими банками. Сегодня эта же тема затрагивалась представителями официального Тирасполя и на переговорах с генсеком ОБСЕ Томасом Гремингером, а двумя днями ранее с послом по особым поручениям МИД РФ Сергеем Губаревым. Последний, кстати, представляет Москву в переговорном процессе по молдо-приднестровскому урегулированию в формате «5+2». В начале октября в Братиславе (Словакия в этом году председательствует в ОБСЕ) ожидается очередная встреча по этой переговорной форме, где Приднестровье и Молдова – стороны; Россия, Украина и ОБСЕ – посредники; ЕС и США – наблюдатели. Вот такой он молдавский пасьянс. Нераскладываемый, правда…