И правда, посмотрите на это не слишком растиражированное фото – прямо как у Высоцкого, их было восемь. Но, конечно же, в хорошем смысле. Не хватало только строптивой грузинки и Алиева, и ещё одного, это если бы в Молдавии не сменился Игорь Додон.А вообще-то, когда прижмёт по-настоящему, приехать могут просто все, вплоть до прибалтов. И не надо напоминать, кто поднимался на трибуны, который год маскирующие ленинский мавзолей, раньше. И бывшие, и правящие, и с Запада, и с Востока, они просто в очередь вставали.Сегодня не тот час, час очень тяжёлый для нас, и не только для нас, как видим. И думается, что у каждого из приехавших по поводу визита в Москву электоральная поддержка была просто отменной.Напомним же всех поимённо: Александр Лукашенко, президент Белоруссии; Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана; Садыр Жапаров, президент Киргизии; Эмомали Рахмон, президент Таджикистана; Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана; Сердар Бердымухамедов, президент Туркмении; Никол Пашинян, премьер-министр Армении.
Вглядитесь в эти лица
Майские тезисы
Сегодня об этом политическом десанте не отписался только ленивый. «Военное обозрение» тоже не промолчало, и уже приходит время разобраться, почему и зачем наши партнёры решились на столь неожиданный слёт?Первые оценки, как и можно было ожидать, противоречивы. Оппоненты уже грозят кому-то санкциями, а кому-то и вовсе чем-то вроде майдана. Кое-кому с иной стороны уже хочется отпраздновать ещё одну большую победу. Политическую и дипломатическую.Мы решили не спорить ни с теми, ни с другими, хотя цитировать будем только крайних. С одной стороны – из небезызвестного центра Карнеги, который не устаёт накачивать светлыми идеями западной демократии российскую либеральную тусовку, с другой – с тех ресурсов, где давно царят не менее сомнительные идеи, вроде «России для русских».Итак, слева уже сказано, что «азиатские лидеры прилетели к Путину со страху», а справа в ответ – всё «потому, что мы побеждаем». Это, повторим, крайности, для авторов неприемлемые, но интересно, что как либералы, так и традиционалисты убеждены – на Востоке верх берут «старые аристократические элиты».Где-то даже проскочил тезис, что «не случайно именно Путин первым поздравил именно Карла III». Семёрку лидеров, лица многих из которых наравне со вполне объяснимой строгостью и грустью, выражали и тревогу, и усталость, не смутило ничто. Ни вполне ожидаемая истерика Киева, ни угрозы из Вашингтона и Брюсселя.
Не глядя из Киева
Политический Киев, тот, который мир имеет сейчас, всем, похоже, изрядно надоел, а особенно тем, на чью поддержку наркофюрер вместе с командой так рассчитывал. Не деньгами, и уж тем более не прямым конфликтом с Россией, а хотя бы политическим давлением.Но не складывается как-то, и демонстрация если не «дружественного», то по меньшей мере не враждебного нейтралитета обозначила нечто совсем иное по сравнению с красными линиями. Их вспоминают сегодня всё реже – слишком уж риски стали велики.Однако обозначать позицию так или иначе приходится. Регулярно и всем. Москва же ждала 9 мая всех, и приглашала, скорее всего, не только «великолепную семёрку». Но какого-то признания, то ли своей правоты, то ли и вовсе новых регионов, вряд ли ждала.Нет же его, этого признания, ни по Приднестровью, ни по Абхазии с Южной Осетией, но нет ведь и по Карабаху, что стало возможной причиной отсутствия на Красной площади азербайджанского лидера. Не получилось, увы, из Ильхама Алиева приличного посредника в русско-украинской разборке, что ж, ещё не вечер, но уже давно и не утро…
А глядя откуда?
И как видно, не опасается он, что испортит отношения, сами видите с кем. Хотя ситуация, как видно по многим признакам, «постепенно поворачивается в нашу пользу». С этим тезисом от «правых» спорить принципиально не станем – просто потому, что очень хотелось бы, что это так.Сегодня особенно интересно читать предельно «демократичные» по сути упрёки в адрес центральноазиатских политических элит в том, что они, видите ли, «заинтересованы в сохранении своих режимов». А вы, прикормленные Вашингтоном и Брюсселем, заинтересованы в чём-то ином?Как видно, в очередной серии «цветных революций». И год с небольшим назад в Казахстане это была проба пера. Да и в Белоруссии тоже немного раньше, хотя в нашем случае союзную республику никто в центральную Азию записывать, к счастью, не стал.
Ну вообще-то ясно, что «демонстрировать лояльность Путину» – это по понятиям «либералов пера» не просто нехорошо, а очень плохо. Куда уж хуже, когда тот их даже по линии ОДКБ доставать не собирается. И никаких признаний от них не ждёт, простите за повтор.Семеро дружно плюнули на привычку к политическому маневру, на пресловутые репутационные риски, про которые поспешили написать и либералы, и ура-патриоты. И так же дружно плюнули на дроны, которые летают уже над Кремлём.Дистанцироваться от СВО больше уже не получится, да и необходимости, кажется, больше нет. Дело, если судить по настрою в СМИ и с той и с другой стороны, идёт к решению. А без него впереди – та самая, уже общая для всех красная черта.И те, кто возложил цветы к святой могиле у Кремлёвской стены, это не просто поняли, а своё понимание продемонстрировали. И их примеру теперь могут последовать очень и очень многие. Не все же, как авторы от Карнеги, считают приезд в Кремль за «жест поддержки российского вторжения в Украину».
Если лидер – это дело твоё
А если и так, так что же?
Опять же, действительно, а что в том плохого? Никому из тех, кто не на коксе, не может быть привлекательной перспектива заполучить от Запада свой майдан и своих доморощенных «ультрас». Ну а как тогда «семерым» смелым принимать такой раздражавший когда-то многих статус России, как «победительницы в главной войне XX века»?А просто спокойно – он же и их собственный статус истинных лидеров, не забывающих историю и понимающих все особенности преемственности власти, только повышает. Это раньше господа президенты и премьеры, даже Лукашенко, выбирались в Москву с неохотой.Надо же было дома подчеркнуть свою независимость, показать, что ты готов и дальше укреплять «молодую государственность». Теперь иные времена, к примеру, в Ташкенте могут и не вспомнить, что День Победы стал Днём памяти и почестей.
Ведь Ташкент – тоже город-герой по-своему, хотя не воевал, но жизни спас сотням тысяч, а для Победы сделал вряд ли меньше того же Киева. А Мирзиёева и его коллег бесполезно убеждать, будто «Путин стал использовать праздник 9 мая как оправдание агрессии». Справа же, опять-таки, словно в ответ призывают идти до Львова и Варшавы, а то и до Берлина.Можно уподобиться манкуртам и пенять лидерам за аплодисменты Путину после слов о «священной борьбе за Родину». Но не аплодировать – это то же, что плюнуть на могилы своих же.И пусть поначалу никто из семерых, даже белорусский батька, в Москву особо и не рвался, и что-то там у себя – в Астане, Ереване и том же Ташкенте, намечал. Приехали, и не столько по звонку, а скорее всего по зову. Хотите – по зову сердца или же по зову памяти, но совершенно точно, что по уму.Впрочем, Садыр Жапаров особого приглашения и не ждал, и даже во Ржев вместе с думским спикером Вячеславом Володиным успел наведаться. А после парада отдельно встретился с российским премьером Михаилом Мишустиным.Потом был телефонный блиц, пошли объявления на сайтах лидеров и в соцсетях, а Токаев и Мирзиёев прилетели и вовсе без публикаций. Отказы, похоже, были просто невозможны, а на то, «что их автоматически запишут в агрессоры вместе с Россией», сильные лидеры могут просто наплевать.Ведь грозят же им за параллельный импорт санкциями, да только выгоды перевешивают. И россиян к себе пускать никто не откажется, потому что выгодно это уж очень. Тут и вопрос возникает, а не потому ли и Европа так охотно украинцев у себя принимает?Словно в завершение удачного банкета, Россия отменила визы и заявила об открытии полётов в Грузию, от которой, опять же, повторимся, ни премьер, ни мадам президент в Москву не полетели. Последняя только дежурным выплеском эмоций ограничилась, но у нас это называется, знаете как – «кулаками после драки».
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас