В интервью «Politico» (Брюссель) саудовский министр иностранных дел Адель аль-Джубейр (кстати, получивший образование на Западе и свободно говорящий на американском английском и немецком языках) посоветовал никогда не списывать со счетов Саудовскую Аравию. Он дал понять, что в дипломатии ультраконсервативного королевства ныне грядут перемены.
Находясь в Брюсселе, аль-Джубейр сообщил о приверженности королевства переходу от нефтяной стратегии в экономике к «разнообразию» и заявил о желании привлекать в страну иностранные инвестиции. Правда, все перемены произойдут «постепенно». И всё же королевство будет теперь более отрытым для бизнеса, нежели ранее. В числе прочего аль-Джубейр указал на возможности для инвесторов в горнодобывающей промышленности, области обороны, солнечной энергетики, туризма и развлечений (брюссельские журналисты усомнились насчёт двух последних пунктов, вспомнив о «пуританских правилах ваххабитской версии ислама»).
Министр прибыл в Бельгию накануне первой годовщины ядерной сделки Запада с Ираном, которая привела к отмене санкций против Тегерана (в январе). Он встретился с главой внешнеполитического ведомства ЕС госпожой Могерини. Его послание к ЕС было ясным: не следует отодвигать Саудовскую Аравию от возможности любых переговоров по поводу будущего Сирии. Несмотря на иранскую и российскую поддержку режима в Дамаске, было бы неправильно думать, как это делают некоторые люди в Европе, что у Асада в Сирии есть политическое будущее, заметил аль-Джубейр.
Что касается Москвы, то министр отметил, что Саудовская Аравия готова сотрудничать со своим «собратом» по добыче нефти. Россия, попавшая под санкции ЕС «из-за аннексии Крыма в 2014 году», могла бы получить и доступ к рынку ССАГПЗ (Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива), и крупный пакет инвестиций, который оказался бы побольше возможных инвестиций Китая. Для Москвы «было бы разумным» продвигать отношения с саудовцами, полагает министр, а не с Асадом.
При сотрудничестве Москвы с Эр-Риядом последний обещает дать первой «долю» на Ближнем Востоке: «Мы готовы предоставить России долю на Ближнем Востоке, что сделает Россию мощнее, чем был даже Советский Союз».
Саудовские лидеры знают, что Владимир Путин хочет снова закрепиться на Ближнем Востоке.
Дни Асада «сочтены», сказал министр иностранных дел, поэтому «заключайте сделку, пока не стало поздно».
Вероятно, добавим, столь явное предложение, сделанное России, хоть и через брюссельскую газету, является частью той стратегии, о которой аль-Джубейр рассказал бельгийским журналистам. Стратегия развития рассчитана до 2030 года и составлена принцем Мохаммедом бин Салманом, влиятельным сыном короля Салмана. По мнению аль-Джубейра, второго по счёту министра иностранных дел в истории Садовской Аравии, который не принадлежит к королевской семье, экономические реформы должны идти параллельно социальным преобразованиям в стране. Также он полагает, что, несмотря на подъём Ирана, снижение цен на нефть и действия боевиков «ИГ», Западу не следует недооценивать влияние королевства и его устойчивость. Саудовская Аравия пережила региональные перевороты 1950-х годов, потрясения 1970-х годов, суровые времена подавления инакомыслия у себя на родине и, наконец, арабскую весну 2011 года. Королевство выдержит всё. Поэтому никогда не следует списывать со счетов Саудовскую Аравию.
Заявления с предложениями в адрес России по своей беспардонности выходят за все рамки, но с точки зрения саудовцев в них нет ничего зазорного, говорит сотрудник Института востоковедения РАН Николай Сухов. «Если называть вещи своими именами, то аль-Джубейр предложил России продать её союзника за конкретную сумму денег. Пусть не за тридцать динаров, да и Асад — далеко не Христос. Но сама мысль о том, что в Москве готовы будут рассматривать подобное предложение — оскорбление неслыханное», — сказал эксперт «Ридусу».
По мнению эксперта, в Эр-Рияде и не думали унизить Россию подобным предложением. Таков менталитет саудитов: они привыкли, что на Ближнем Востоке могут купить всё, что угодно. Правда, саудовский дипломат не учёл, что Россия — не Ближний Восток и союзниками за деньги не торгует, уверен Сухов.
«Саудовцы уже второе десятилетие «подкатываются» к России с предложениями одно другого заманчивее, — говорит он. — Но взамен при этом требуют таких шагов, на которые ни одна страна, берегущая своё реноме, не согласится. Вообще, про Эр-Рияд уже давно в мире сформировалось стойкое мнение как о «королях помойки», и после общения с их представителями иностранным политикам иногда хочется вымыть руки». Кроме того, одной рукой предлагая России «безумные экономические выгоды», другой рукой саудиты засылают на её территорию проповедников-экстремистов.
Разговоры о посулах Саудовской Аравии в обмен на уступки ведутся не первое десятилетие. Верить этому не стоит, предупреждает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его словам, которые приводят «Ведомости», Саудовская Аравия приманивала Россию в середине 2000-х «морковкой» в виде оружейной сделки. Москва в обмен на сделку должна была отказаться от идеи поставок комплексов С-300 Ирану. Однако, как известно, в 2010 году контракт на С-300 был Москвой отменён, и после этого разговоры о сделке с саудовцами прекратились.
Зададимся вопросом: откуда у Саудовской Аравии такая уверенность в своей стратегии? Почему саудовцы не сомневаются, что Асад скоро падёт и почему упорно «подкатываются» к России?
Надо полагать, причиной служит вовсе не пересмотр нефтяного существования страны и не та грядущая диверсификация экономики (вплоть до всестороннего развития сфер «туризма» и «развлечений»), о которой поведал в Брюсселе господин аль-Джубейр.
Именно нефть является сегодня тем фундаментом, на котором собираются строить здание перемен идеологи развития Саудовской Аравии. Несмотря на снижение цены на «чёрное золото», Саудовская Аравия в июне 2016 года стала ведущим поставщиком нефти в Китай. Здесь она опередила Россию, состоявшую в лидерах в предыдущие три месяца.
Давление на Россию в виде «предложений» и щедрых восточных посулов объясняется также плохой экономической ситуацией в России: из-за низких цен на нефть и западных санкций уровень жизни в стране сильно понизился. Собственно, потому саудовский министр и говорит о России, угодившей под санкции ЕС «из-за аннексии Крыма». Именно с этим он связывает предложение о доле Москвы на рынке ССАГПЗ и крупном пакете инвестиций — да таком, что не сравнится с китайским.
Трудности в сырьевой экономике России сохраняются, а Запад не спешит налаживать отношения с Москвой и предсказуемо продляет санкции. Саудовская Аравия будет использовать всё это в своих интересах. А интересы эти ясны: скинуть Асада и прищемить поелику возможно поднимающийся Иран. Ни первая, ни вторая цели не достигаются без «сделки» с русскими. Вот почему аль-Джубейр и его начальники так упорны в своих дипломатических посланиях.