Меня часто спрашивают почему я не покупаю квадрокоптер. Цена сейчас уже адекватная, да и дело не в цене. Везде, где бываю, снимаю небольшие видосики себе на память, плюс фотки на память и то не хватает времени нахождения на месте (а это обычно очень не много). А с дроном это вообще не успеешь и пофоткать и видео снять. С квадрокоптером нужно целенаправленно заниматься почти что именно им. Ну или плюс еще видео. А я как то не готов бросить фоторепортажи с интересных мест. Да и не уверен, что видеопродукция будет достаточного качества для смотрибельности.
Однако затраты времени на квадрокоптер это еще не все. Слышу много отзывов, что при паспортной дальности 4 000 км хорошо если уверенно летает на 350-400 км. При заявленном времени в воздухе до 20 минут хорошо если 12 минут полетает из которых 5 уйдет на взлет и подъем и 5 на возврат. Итого на съемку уйдет не больше 3-5 минут. Слабовато пока все это за средние деньги.
Так и это еще не все, оказывается еще и на штрафы легко налетать.
Уже не первое сообщение о штрафе “за несанкционированный запуск беспилотника” приходит из Красноярского края.
На этот раз Красноярское управление Госавианадзора оштрафовало на 3 тысячи рублей жителя Томска за запуск квадрокоптера над поселком Диксон на Таймыре. Причина штрафа - турист не предоставил чиновникам план полета квадрокоптера, не получил от них разрешение на полет.
Наказание за такое нарушение для частных лиц - штраф в размере 3-5 тысяч рублей. Его, как правило, выписывают за нарушение части 2 статьи 11.4 КоАП РФ "Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства".
В сентябре 2018 года другого жителя Красноярского края оштрафовали на 2000 рублей за попытку поднять в воздух БЛА на смотровой площадке мемориала “Покорители Енисея” - сработала служба безопасности расположенной неподалеку Саяно-Шушенской ГЭС. Причина - запрещены полеты любых летательных средств в радиусе 8 км от ГЭС до высоты 2 км.
Кстати, сейчас во ряде моделей современных дронов предусмотрен так называемый “геофенсинг”. Аппарат просто не полетит в “закрытую” от полетов зону, если это прошили на заводе-изготовителе. Интересно, направляла ли Россия список таких зон в DJI, чтобы исключить непреднамеренные нарушения правил владельцами хобби-беспилотников?
Любителей БЛА ловят не только в Красноярском крае. В 2018 году в Нижнем Новгороде УФСБ попросила транспортную прокуратуру разобраться с двумя жителями города, которые вели видеосъемку достопримечательностей города с DJI Phantom 4 PRO и DJI Phantom 3 PRO, что совпало по времени с проведением митинга 26 апреля 2017 года.
В 3 тысячи рублей обошелся хозяину квадрокоптера его запуск в зоне жилой застройки в Норильске. Стоит ли упомянуть, что владелец хобби-беспилотника не предоставил план полета и не получил разрешение Новосибирского зонального центра ЕС ОрВД, а также разрешение органа местного самоуправления Норильска?
Список таких случаев множится по мере роста количества беспилотников на руках у российских граждан. Печально, что в стране так и не создан удобный и понятный механизм для подачи запросов на полетные разрешения. Было необременительно заполнить простую и короткую форму запроса разрешения на веб-сайте, приложить к ней план полета в виде картинки с пояснениями, и в течение пары часов или менее, гарантированно получить искомое разрешение или обоснованный отказ. Желательно, чтобы его выписывала автоматизированная система. Только в таком формате люди могли бы массово и активно пользоваться данной процедурой. Но пока что нужно обращаться в местные органы самоуправления, а также в территориальные центры Госкорпорации по организации воздушного движения, как будто мы живем в 70-е, и XXI век еще не начался.
Только представьте, что такие процедуры необходимы, например, чтобы прокатиться на велосипеде? Много бы велосипедистов осталось в стране?
В итоге любители хобби-беспилотников оказываются в России в ситуации, в которой многие из них предпочитают не заниматься оформлением предписанных законом бумаг, а запускают свои аппараты в режиме “авось не заметят”. В большинстве случаев это действительно сходит с рук, но, как видим, не всегда. Стоило бы что-то поменять в обустройстве процесса получения разрешений, чтобы не развивать в людях правовой нигилизм, не создавать основу для “договорных” отношений с правоохранителями, заметившими “несанкционированный” запуск.
Можно ли на это надеяться? Вряд ли. А вот ухудшится ситуация может. Например, в январе 2018 года один из депутатов Госдумы всерьез предлагал ввести полный запрет на продажу беспилотников частным лицам. Как у нас принято, был задействован заезженный уже сценарий - ссылки на возможности использования БЛА террористами. К счастью эту "замечательную" идею пока не поддержали.
Но если вспомнить недавний случай в аэропорту Англии с дронами, то вероятно это не за горами.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!