Система противовоздушной обороны России организована таким образом, что наиболее защищенными участками оказываются столица и ряд крупных городов, а также стратегически важные направления. Это учитывают в военных ведомствах стран – вероятных противников, постоянно пытаясь разработать все новые и новые стратегии прорыва российской ПВО.
Однако именно наличие постоянной угрозы со стороны вооруженных сил стран – участниц Североатлантического альянса и является, по мнению многих военных экспертов, одним из ключевых стимулов для дальнейшего развития систем противовоздушной и противоракетной обороны Российской Федерации.
Балтика и Черное море
Сейчас американским военным остается лишь искать слабые места в системе ПВО нашей страны, чтобы в случае вооруженного конфликта попытаться прорвать линию защиты именно в данных направлениях. Однако даже США не располагают достаточными для прорыва российской ПВО возможностями.
Например, для действий на калининградском направлении, по словам аналитика Центра военной и политической власти Фонда защиты демократий майора Шейна Прейзуотера, понадобится не менее 225 стратегических бомбардировщиков, а Военно-воздушные силы США в настоящее время имеют на вооружении лишь около 140 самолетов подобного класса.
Тем не менее, американские военные не дремлют: регулярные полеты американских самолетов-разведчиков и бомбардировщиков на Балтике и в черноморском регионе являются не чем иным, как прощупыванием, изучением российской системы противовоздушной обороны на данных направлениях. Именно западные направления являются наиболее опасными с точки зрения возможных действий противника.
В случае вооруженного конфликта с Россией США и НАТО будут первым делом атаковать западные рубежи нашей страны в балтийском и черноморском регионах. Поэтому столь важное внимание уделяется укреплению систем ПВО именно на данных направлениях: в Калининградской области, в Крыму.
Центральная Азия и Дальний Восток
Куда менее опасным направлением представляются южные рубежи России в Центральной Азии. Во-первых, американским самолетам придется преодолевать огромные расстояния, чтобы атаковать Россию со стороны Центральной Азии. Во-вторых, им придется действовать с территории сопредельных с Россией государств. К тому же Центральная Азия является сферой стратегических интересов и Китая.
Еще одно направление, на которое стоит обратить внимание, – Дальний Восток. В Японии и Южной Корее, на Гавайских островах, на Гуаме развернуты внушительные вооруженные силы вероятного противника, включая авиацию, а в водах Тихого океана регулярно несут службу американские авианосные группировки. Не так давно на Дальнем Востоке был развернут непроницаемый радиолокационный купол новейших станций «Небо-М» и «Подлет».
Ранее такой купол присутствовал лишь в Крыму. Его развертывание на Дальнем Востоке свидетельствует о росте интереса к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Восточная Азия становится регионом не меньшей военно-политической напряженности, чем Восточная Европа, и сейчас России стоит наращивать возможности ПВО именно на данном направлении, о чем говорят и отечественные, и зарубежные аналитики. К тому же при всей дружбе с КНР не стоит игнорировать и «китайский фактор»: у Пекина свои интересы, и не исключено, что в какой-то момент они могут пересечься с интересами Москвы.
Конечно, пока говорить о том, что непроницаемыми для вражеских летательных объектов являются все российские границы, преждевременно. Но учитывая масштабы финансовых вливаний в технические новации и перевооружение российской армии, будем надеяться, что в обозримом будущем России действительно удастся закрыть все границы средствами ПВО.