Можно сказать, что свершилось: украинские военные выпросили себе партию «Жнецов» MQ-9 Reaper. Об этом заявили с помпой, расписывая перспективы. Полная перемога, потому дрожите, русские, «Жнецы» летят.Российская сторона в лице очередного эксперта генерала Попова уже рассказала, как эти беспилотники будут дождем сыпаться с небес, и какое никакое эти «Жнецы».Истина же, как мне кажется, где-то посередине.Потому, если внимательно изучить все более-менее спокойные материалы по MQ-9 Reaper, то можно сделать очень интересный вывод: там не один дьявол в деталях, а целое отделение сидит. И все далеко не так просто, как кажется.А потому мы очень спокойно наберем высоту и с высоты порядка 20 тысяч метров посмотрим на то, что реально будет представлять MQ-9 Reaper в небе Украины, и что это будет: хорошее оружие или так себе.
Летно-технические характеристики MQ-9 Reaper были разобраны в том числе и на наших страницах, но мы повторим. Хуже не будет.Рассматривать будем ударную версию, то есть именно MQ-9А Reaper. Некоторые «эксперты» не утруждают себя копанием в источниках, а потому у них «Жнец» с нагрузкой может подниматься на высоту до 15 км. А на деле эта высота достижима исключительно для «Альтаира», безоружной разведывательной версии MQ-9. «Жнец», особенно с полной загрузкой вооружения, летает намного ниже. До 8 тысяч метров, как у «Байрактара», только побыстрее.Создан «Жнец» на базе MQ-1 «Predator», правда, поработали над «Хищником» основательно.
Все и всего стало больше: длиннее фюзеляж, больше крыло, мощнее двигатель. Турбовинтовой Honeywell TPE331-10 мощностью 776 л.с. (у «Хищника» был поршневой ДВС мощностью 115 л.с.) увеличил и скорость, и высоту, и дальность полета.На выходе получилась конструкция, значительно больше «Хищника»: длиннее на 3,37 м, размах крыла больше на 6,9 м, взлетный вес увеличился на 3 710 (!!) кг.Учитывая мощность двигателя, 661 л.с. позволила увеличить полезную нагрузку на 1400 кг. И это без учета топлива, запас которого составил 1800 кг. Так что «Альтаир» мог летать до 30 часов, «Жнец» с полной боевой нагрузкой – до 14 часов.Максимальная скорость «Жнеца» - 480 км/ч, крейсерская – 280-300 км/ч.
Это не «Байрактар».С вооружением тоже все значительно существеннее. «Хищник» мог нести всего две ракеты с лазерным наведением. «Жнец» имеет шесть точек подвески вооружения, от почти 700 кг на внутренних узлах под фюзеляжем до 270 кг на подкрыльевых и до 90 кг на внешних узлах.
Теоретически посчитано, что на «жнеца» можно навешать 14 вертолетных ракет типа «Hellfire», имеющих весьма большой спектр применения. Но лучше смешанный набор из четырех AGM-114 «Hellfire» и двух управляемых 227-кг бомб GBU-12 или GBU-38.Ракета «Hellfire» - это уже классика, на вооружении с 1985 года и зарекомендовала она себя вполне прилично.
Предназначенная для поражения бронетехники, катеров, укрытий, ракета, в принципе, обладает одним недостатком: небольшой вес боевой части. Но и 8 кг тандемной БЧ – это достаточно для того, чтобы стать серьезной проблемой для танка.Учитывая, что для «Hellfire» существуют два способа применения в плане целеуказания, автономный и внешний, использование этих ракет может иметь дополнительный эффект. Если ракета запущена в автономном режиме с БПЛА, то требуется на протяжении всего полета подсвечивать цель лазером, что довольно неудобно. В случае внешнего целеуказания БПЛА только осуществляет пуск ракеты, а наведение осуществляется с земли. Это повышает выживаемость БПЛА стоимостью в 30 миллионов долларов.Не менее хороших результатов можно добиться с помощью бомб GBU-12 «Paveway II». Бомба имеет лазерное наведение и предназначена для уничтожения укрепленных целей и прочих объектов инфраструктуры.
Правда, для AGM-114 «Hellfire» и GBU-12 «Paveway II» действительны требования к погодным условиям для эффективного использования. То есть, отсутствие дождя, тумана, низкой облачности, задымления, в общем, всего, что может затруднить прохождения луча лазера.А вот корректируемая авиабомба GBU-38 JDAM является оружием, не зависящим от погоды. За наведение бомбы отвечает инерциально-спутниковая система наведения. Но для этой бомбы требуется определение координат цели заранее.За распознавание и отслеживание целей отвечает оптико-электронная система AN/AAS-52, в которую входят телекамеры видимого и инфракрасного диапазона с телеобъективами высокого разрешения и лазерный целеуказатель, по которому наводятся системы вооружения. Ориентируется в пространстве «Жнец» при помощи радара AN/APY-8 «Lynx II» с синтезированной апертурой, предназначенный для картографирования местности и обнаружения подвижных и стационарных целей при отсутствии визуального контакта.
В качестве систем пассивно защиты часть «Жнецов» была оснащена системой оповещения об облучении радаром AN/ALR-67 и ловушками-имитаторами ADM-160 MALD.Аппаратура управления, с которой идет управление MQ-9А с земли, совместима с оборудованием MQ-1B. То есть, уже подготовленный для «Хищника» персонал при минимальной переподготовке может управлять «Жнецом».Занимаются этим два человека, пилот и оператор электронных систем. Практически как в самолете.
Взлет и посадка осуществляется этим «экипажем», а основное полетное время «Жнецом» управляет автопилот, который получает команды по спутниковому каналу связи из центра управления, который расположен на территории США на авиабазе Крич, что в штате Невада.Скорость прохождения сигнала достигает 1,5 секунд, но зато при таком раскладе центр управления «Жнецами» находится вне зоны действия почти любого оружия противника. А автономность действия «Жнецов» вдали от аэродромов базирования во многом обусловлена именно такими методами управления.И вот здесь мы немного отвлечемся. Не то чтобы от «Жнеца», а пристальнее посмотрим на способы управления.
Вот место пилотов-операторов Block 50 GСS фактически имитирует кабину обычного самолета, с подачей всей необходимой информации пилоту-оператору. Благодаря современной компьютерной базе управлять «Жнецом» может один человек. А второй член экипажа может все время отдать управлению системами вооружений. В общем, все как в обычном самолете.Естественно, станция управления оснащена новейшей многоканальной системой связи Multi-Level Secure /Integrated Communication System (MLS /ICS), максимально защищенной от внешних воздействий. Система связи позволяет передавать по закрытым каналам большие объемы информации как в оперативный центр управления, так и делится ею с другими абонентами.Управление беспилотниками с территории США, возможность доставки «Жнецов» транспортными самолетами С-17А и оборудование центров обслуживания практически на любом аэродроме делают MQ-9 «Reaper» весьма серьезным оружием.Технические службы ВВС США обязаны за 8 часов развернуть комплекс обеспечения, пункт первичного управления и подготовить сам БПЛА для взлета и работы. Достаточно небольшое время.И здесь внимание, вопрос: где в этой системе есть место для украинских «специалистов»?Давайте будем честными: только один БПЛА MQ-9 стоит 30 миллионов долларов. А к нему еще станция управления, технический комплекс обслуживания, плюс «Жнец» управляется со специальных американских спутников.
Отдаст ли вменяемый человек управление аппаратом, у которого доступ к американской спутниковой системе навигации абы кому?Одно дело, доверить небольшой одноразовый дрон-камикадзе типа «Switchblade» 600, который весит 23 кг и несет БЧ от «Джавелина», и который стоит около 100 000.
Или его младшего брата «Switchblade» 300, который стоит 6 000 долларов и несет гранату на расстояние в 10 км.«Трехсотым» может вообще школьник управлять, а вот «Жнец» - штука более тонкая. Небольшой дрон-камикадзе может атаковать технику, в том числе и бронированную, артиллерию и РСЗО, системы ПВО и так далее. «Байрактар» тоже показал свои возможности по воздействию на различные цели.Но если крошечные «Switchblade» 300 практически нереально засечь и обезвредить, то вот «Байрактары» почему-то регулярно падают на землю. Не так важно, кто тому виной, кривые руки операторов БПЛА или прямые руки расчетов ПВО, не так это важно.А «Жнец»… Упавший беспилотник такой стоимости – это ощутимо. И неплохо было бы минимизировать возможности падения хотя бы по одной из причин.Потому украинцев к управлению не допустят. Да и смысл везти их в США, учить… Куда проще пригнать свои расчеты, организовать канал связи в Неваду и спокойно запускать «Жнецов» хоть из-под Львова.
А что, дальность в 1900 км позволит, стартовав в Ивано-Франковске лететь хоть в Крым, хоть в Донецк, хоть к Крымскому мосту. И ущерба пара таких беспилотников может нанести на порядок больше, чем те же «Байрактары», которые дальше 150 км от пункта управления улететь не могут.И конечно, никаких украинских военных даже рядом не будет. Максимум – охранять периметр. «Жнец» включен в систему американской военно-космической разведки и сомнительно, что украинцы, которые не являются даже членами НАТО, будут допущены к управлению.И о чем это в итоге говорит?О том, что конфликт на Украине таким образом переходит в новую фазу. С внешним вмешательством. «Жнецы», которые могут быть применены по российским войскам на Украине, скорее всего будут управляться американскими пилотами-операторами, обученными и полностью компетентными. MQ-9 будут подключены к американской орбитальной группировке спутников, и на базе получаемых данных смогут наносить удары по заранее разведанным целям и объектам.
Это не полноценное участие в войне?Конечно, наши «эксперты» уже рассказали на весь эфир, что большие и неуклюжие «Жнецы» будут падать под ударами российских систем ПВО хлеще, чем небольшие «Байрактары».Теоретически, «Тор» и «Бук» запросто обнаружат и сковырнут с неба «Жнеца», это бесспорно и тут даже доказывать нечего. Это факт.Вопрос наличия «Тора» или «Бука» в заданном районе. Уже сегодня в открытую говорят о том, что средств ПВО недостаточно, чтобы закрыть все небо над восточной частью Украины. Но даже и те комплексы, которые имеются, не факт, что смогут оказать должное воздействие на «Жнецов». Ведь со спутников очень просто обнаружить и локализовать любой комплекс ПВО, как только он начнет развертывание. Соответственно, обойти, точнее, облететь такую проблему не составит особого труда.Так что «Жнец» в небе Украины – это серьезная неприятность. Да, «Буки» и «Торы» - это превосходная техника, против которой у американского беспилотника нет шансов, но если «Жнецами» будут управлять опытные американские операторы, а не наспех подготовленные украинские (как было с «Байрактарами»), то и результат может быть другим.
Недооценка противника приводит к неприятным последствиям. Мы это уже успели увидеть в марте 2022 года. Поэтому стоит быть готовыми к тому, что придется столкнуться в небе Украины с американскими операторами «Жнецов», что автоматически переведет спецоперацию в несколько иную фазу.Но – это вполне возможно, как и то, что «Жнец» может себя показать. Может, не так эффективно, как это было в странах, где американец не встречал сопротивления, но тем не менее. Если США подключат все возможности, это будет достойный противник.