"Экономический убийца" в действии
МВФ начал свою работу 1 марта 1947 г. Однако официальной датой создания фонда является 27 декабря 1945 г. А сама идея создания международной валютной организации появилась еще раньше - в июле 1944 г., на Бреттон-Вудской конференции. За свою историю МВФ «помогало» развивать экономику многим странам. Одни страны с «дарами» организации справлялись, выходя из-под опеки с жизнеспособными экономиками. Иные же государства, пользуясь кредитами и советами по их выплате от МВФ, попадали в весьма незавидное положение.
Ключевая роль МВФ в подчинении национальных экономик различных стран раскрывается в книге статусного американского финансиста Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы»: подробно показано, как в руках транснациональных корпораций фонд стал инструментом "вскрытия" и контроля экономики страны с помощью кредитов и связанных с ним реформ. Формально числившись главным экономистом консалтинговой фирмы, которая занималась обоснованием прогнозов экономического роста для стран-заемщиков США и Международного валютного фонда, Перкинс выполнял функции «экономического киллера» под покровительством Агентства национальной безопасности США (NSA).
Схема в общих чертах проста: формально независимые западные консультанты убеждают, а порой и принуждают элиту развивающихся стран брать огромные и заведомо невозвратные кредиты, но непременным условием кредитования является допуск американских компаний на местные рынки. С каждым новым кредитом требования все больше ужесточаются - в основном, в сторону либерализации экономики и оптимизации (сокращения) расходов. Принципы механизма "мягкого колониализма" Перкинс описывает предельно просто:
В своей книге раскаявшийся "экономический убийца" на примерах конкретных стран Латинской Америки, арабского мира, Восточной Азии подробно рассказал, как встречался с главами государств и убеждал их подсесть на "кредитную иглу" западных фондов. «Моей задачей было его коррумпировать», - признается Перкинс. Часто у него это получалось, иногда нет - и тогда в ход шли настоящие убийцы и угрозы расправы. Трагическая судьба лидера Ливии Каддафа - пример того, как манипуляции экономистов оказались бессильны, и Западу пришлось подключать военную силу НАТО.
За долгие десятилетия после Второй мировой войны что такое "кредитная игла" МВФ узнали десятки стран - в Руанде, Сомали, Перу, Эквадоре, Индонезии, Аргентине, Югославии, Мексике, России, сейчас на Украине. Обратим внимание на некоторые из них, где пагубные действия МВФ при слабости или глупости местной власти наиболее наглядны.
Югославия
Первыми из Восточного блока чудодейственные советы МВФ опробовали на себе югославы. Ещё в 1980-е гг. фонд настоял на отказе властей Югославии выравнивать уровень экономического развития всех регионов. Результат — зарождение недовольства в Косово, самого отсталого региона страны. Это недовольство ловко использовали албанцы, организовав в Косово свои подпольные организации. К 1984 г. подполье было разгромлено, но для проведения силовых операций пришлось использовать немалые финансовые ресурсы, которые составляли 70% от выданных кредитов МВФ. Также почти 25% суммы дополнительно было потрачено на оплату услуг экспертов фонда. Правда советы от МВФ не слишком хорошо сказывались на экономике страны — падение ВВП на 7,5% в 1990 г., на 15% в 1991 г., промышленное производство упало на 21%.
Хитрые партийные деятели страны попытались обвести фонд вокруг пальца, проведя реформы таким образом, что иностранцы могли завладеть только 10% акций приватизированного предприятия. Да и проводилась приватизация исключительно на добровольных началах. Такое положение дел людям из МВФ (да и другим заинтересованным представителям Запада) не понравилось и был взят курс на уничтожение федерации.
К каким плачевным результатам привели межэтнические войны на Балканах известно. А пока сербы, хорваты и боснийцы уничтожали друг друга, 80% югославских капиталов убежало в западные банки. Немного позже пришлось ещё додавить в Сербии строптивого Милошевича, который препятствовал тому, чтобы западный капитал за гроши скупил самые лакомые активы в этой стране.
Мексика
Мексика не была страной из соцлагеря, однако для "экономических убийц" эти идеологические различия особой роли не играют. В 1980-е гг. страна пострадала от падения цен на нефть. «Щедрый» МВФ тут же выделил кредиты, как обычно, под большие проценты, которые должны были помочь справиться с проблемами, да ещё и совершить «новый технологический рывок». Однако мексиканцы выплатить долг не сумели. МВФ взял под покровительство экономику Мексики — были отменены протекционистские меры, дан старт глобальной приватизации.
Мексика вступила в НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли) и доходы местных рабочих сократились на 26%. Американцы строили в Мексике заводы, но поскольку эти заводы находились вдоль границы и являлись экстерриториальными, налоги с них в мексиканскую казну не шли. Создание профсоюзов на таких заводах было тоже запрещено, поэтому и платили рабочим немного. Такое вот экономическое чудо организовал МВФ.
Россия
Одним из самых катастрофичных примеров сотрудничества с МВФ стала постсоветская Россия 1990-х. «Шоковая терапия» Гайдара, политические условия для получения кредитов, массовая приватизация и либерализация всего, что только можно. Об «успехах» российской экономики в в годы активного следования советам МВФ говорить излишне. Достаточно только привести историю кредитования, которая фактически стала закабалением России. Первый транш порядка 1 млрд долларов был получен 5 августа 1992 г. С 1992 по 1999 гг. МВФ одобрил 7 договоренностей по предоставлению кредитов России.
С 2000 г. Россия решением нового президента Владимира Путина перестала брать кредиты в МВФ. К 2004 г. задолженность перед организацией уменьшилась до 5,1 млрд долларов. А к январю 2005 г. Россия досрочно и в полном размере выплатила МВФ накопленную задолженность. С тех пор начался новый период качественно иного сотрудничества с фондом.
Наглядно демонстрирует развитие отношений России с МВФ высказывания российских официальных лиц об этой организации.
3 апреля 1997 г. первый президент РФ Борис Ельцин:
6 мая 1997 г. первый вице-премьер России Анатолий Чубайс:
МВФ — это как бы знак качества мировой финансовой элиты. Если она говорит: "Да, Россия ведет ответственную финансовую политику", то это значительно облегчает иностранным частным инвестициям путь в Россию... Поэтому отношения с МВФ для нас принципиально важны.
14 июня 2000 г. второй президент России Владимир Путин:
Отношения с фондом у нас развиваются нормально; мы не считаем, что Россия должна постоянно претендовать на какие-то кредиты. И МВФ мы рассматриваем прежде всего как международного консультанта и рассчитываем, что в будущем эти конструктивные отношения сохранятся.
1 октября 2007 г. министр финансов России Алексей Кудрин:
24 ноября 2008 г. третий президент России Дмитрий Медведев:
Большинство государств — по сути, все государства — исходит из того, что сегодня Международный валютный фонд все-таки не играет той роли, которую он должен был бы играть для предотвращения финансового кризиса.
Хорошо видно, как преклонение перед МВФ сменилось скепсисом и нежеланием принимать его требования как единственно верные для российской экономики. В 2000-х Россия сумела не просто отказаться от "кредитной иглы" и связанных с ней реформ, но начала процесс реформирования самого фонда. Но об этом ниже.
Аргентина
Ещё одной жертвой «экономического чуда» от МВФ стала Аргентина. Начиналось всё традиционно с благих намерений поправить экономику, а закончилось тем, что экономика обрушилась в пропасть. Типичный сюжет романа МВФ с поверившей в либеральные мантры местной властью. Министр экономики Доминго Кавальо следовал советам фонда и привлёк в страну 40 млрд долларов. Однако в результате 28% экономики Аргентины оказалось в руках американских корпораций. Западным инвесторам аргентинское государство предложило поистине царские налоговые льготы, а именно: освобождение от налогов на 5-25 лет. Как результат, 280 млрд долларов прибылей беспрепятственно вывезено из страны.
В период правления Киршнеров Аргентине удалось вырваться из плотных объятий МВФ. Однако нынешний президент Маурисио Макри вновь начинает делать реверансы в сторону этой международной финансовой организации.
Греция
Будучи членом Евросоюза, Греция набирала кредиты МВФ и полагала, что фонд не осмелится поступить жестоко с представителем "западной семьи", и ей не грозит расплата по счетам. Однако оказалось, что среди равных есть те, кто менее равные, и в последние два года с Греции сдирают три шкуры, демонстративно наказывая за все сытые годы не по средствам.
Определённые надежды на полюбовное разрешение конфликта с кредиторами было связано с приходом к власти коалиции радикальных левых (СИРИЗА). Премьер Алексис Ципрас даже заручился поддержкой народа на референдуме, чтобы попытаться противостоять жёстким требованиям банков и фондов. Однако Греция так и осталась в плотной зависимости от них. Долг перед кредиторами составляет 321 млрд евро. Перед непосредственно МВФ не так много - 31,8 млрд евро. Остальное - это долги перед ЕЦБ, странами Еврозоны и частными кредиторами. Но по словам бывшего министра финансов Греции Яниса Варуфакиса, именно МВФ хочет поставить Грецию на колени посредством оказания давления на Ангелу Меркель, чтобы та жестче принуждала греков к социальным реформам под угрозой дефолта.
Говоря о социальных реформах, имеется в виду снижение пенсий, минимальных зарплат, социальных пособий и всех программ. В частности, в два раза сокращена пенсия, увеличивается пенсионный возраст. На 20% снизился фонд соцзащиты. Одновременно повышаются налоги - подоходный достиг 29%. Около 230 тысяч предприятий закрылись. Только в 2016 году количество банкротов превысило 10 тысяч. Из-за требования кредиторов приватизации государственного имущества Греция вынуждена распродавать свои ценные активы, целые острова и порты.
Таким образом, Греции предписали расплачиваться до 2040 года, но жалостливый МВФ предлагает растянуть этот процесс еще на 40 лет - до 2080 года.
Сейчас уровень безработицы в стране — 25%, государственный долг составляет 176,9%. А начиналось всё с того, что в 2010 г. Греция попросила финансовой поддержки от Евросоюза, чтобы избежать банкротства.
Украина
Не так давно, с 2014 года, МВФ плотно взялся за Украину как новую молодую демократию и защитницу западного мира от российской агрессии. Последовали традиционные слова о необходимости инвестиций, либерализации финансовой системы и «экономическом чуде». Благо советы со стороны мудрых партнёров от МВФ воспринимаются Киевом как глас Божий. Цифры падения ВВП, промпроизводства, роста инфляции и курса доллара известны хорошо, поэтому ограничимся только на последнем. Девальвация гривны, которая по плану фонда должна была улучшить положение дел в экономике, привела не к самым лучшим результатам. Покупать за национальные деньги подешевле и продавать на международном рынке подороже не получилось. Ослабление национальной валюты действительно могло бы помочь ориентированному на экспорт государству, но вот незадача - импорт Украины (52% от ВВП) превышает экспорт (43% от ВВП), поэтому данная мера привела только к усугублению проблем в экономике.
Ещё один интересный момент во взаимоотношении МВФ и Украины — возобновление кредитования вопреки правилам фонда, которые запрещают одалживать деньги стране, допустившей дефолт. Речь о пересмотре правил МВФ поднималась не раз, но стоит ли Украине радоваться возможности получить новые кредиты? Вряд ли. Даже если бы эти кредиты полностью пошли бы на развитие экономики, возвращать их с такими процентами практически невозможно. Значит придётся расплачиваться по-другому — распродавать госактивы, идти на любые навязанные Западом экономические условия, будь то закупка угля в США или приобретение контрафактных топливных элементов для АЭС.
На благосостоянии граждан Украины всё это вряд ли скажется положительно.
Конструктивное сотрудничество
Обратите внимание, все вышеперечисленные страны, пострадавшие от "кредитной иглы" МВФ, объединяет одно - отсутствие политического суверенитета в принятии решений. Фонд может беспредельничать только там, где ему это позволяют - в странах, где власть принадлежит либо не умным политикам, либо откровенным марионеткам Запада. "Экономические убийцы" могут только советовать и предлагать, возможно, даже шантажировать экономическими проблемами, но они не способы силой принудить к невыгодному сотрудничеству целые государства - в силах руководителя отказаться от этого.
Примеры Китая, Индии, Аргентины времён Киршнер, Бразилии времён Силвы показывают, что вполне возможно справляться с давлением МВФ и даже диктовать ему условия сотрудничества. Самостоятельные государства если и берут кредиты от МВФ, то серьёзно торгуясь за условия их предоставления, чтобы катастрофическая ситуация не могла повториться.
Более того, чуть позже Россия совместно с Китаем и другими странами БРИКС начали продвигать идею реформы МВФ. С целью сделать так, чтобы фонд перестал быть монопольным инструментом западного капитала и начал по-настоящему содействовать международной финансовой стабильности и прочим прекрасным вещам, сформулированные в его уставе.
Несмотря на жесткое сопротивление стран Запада и особенно Конгресса США, первая часть реформы МВФ, предложенная еще в 2010 году, в 2016-м принята к реализации: страны БРИКС получили 14,7% квот. На 2014 г. страны G7 имели долю в 31,95% в мировом ВВП, при этом обладали квотой в капитале МВФ в 45,36% и 41,08% в количестве голосов. Страны БРИКС в мировом ВВП имели долю в 30,94%, но в капитале МВФ всего 11,5%, в общем количестве голосов — 11,03%.
Однако это только начало, сегодня структура МВФ всё ещё не отражает реальное положение дел в мировой экономике, и необходимо дальнейшее движение к справедливому перераспределению голосов и квот в капитале МВФ.
Сегодня страны Запада мотивируют своё вольготное положение в МВФ, используя достаточно непрозрачную схему, где учитываются такие показатели, как «открытость» и «экономическая изменчивость». Насколько объективно можно измерить такие показатели — вопрос дискуссионный. Основная задача развивающихся стран (в том числе и стран БРИКС) — пересмотреть формулу расчёта квот в МВФ. Однако рассчитывать на гарантированный успех не приходится и необходимо заботиться об альтернативах.
Вот, что по этому поводу говорит доктор экономических наук Валентин Катасонов:
Таким образом, можно ожидать в определённой перспективе, что МВФ перестанет действовать как инструмент разграбления государств. Либо фонд благодаря реформам эволюционирует и будет конструктивно действовать со всеми участниками, либо развивающиеся страны постепенно будут переключаться на работу с альтернативными международными финансовыми институтами.
В любом случае прежде чем возмущаться действиями Международного валютного фонда, которые наносят вред той или иной стране, необходимо задать вопросы к властям этой страны. И извлечь раз и навсегда важный урок: никакие "экономические убийцы" не страшны сильному и самостоятельному государству, тем более с такими ресурсами, как у России, если его руководство и элита имеют достаточно политической воли и экономической грамотности не следовать слепо их указаниям. Если же у власти в стране находятся предатели или самоуйбицы, то тогда МВФ расторопно предоставляет свои услуги по ограблению населения и территорий с помощью столь привлекательных инъекций "кредитной иглы". Причем нередко их приветствует, к сожалению, даже само население. Но в таких случаях нечего проклинать МВФ (это, в конце концов, его "работа"), гораздо важнее обратить претензии к самим себе.
Источник: http://politrussia.com