Украинцам вновь напомнили, что путь к евроинтеграции окажется трудным и малоприятным. Министр финансов Украины Наталья Яресько рассказала о двух законах, которые должны быть приняты в ближайшее время в соответствии с требованиями МВФ. Для получения очередного денежного транша Киеву предстоит принять меры, которые вряд ли окажутся популярными среди населения. По словам Яресько, первый закон даст право предприятиям ЖКХ поднять тарифы в несколько раз, чтобы те начали приносить прибыль. Второй закон призван бороться с теми украинцами, которым повышенные тарифы окажутся не по карману. Он снимет мораторий на принудительное выселение должников из собственных квартир, если те не смогут оплатить долги за коммунальные услуги. Учитывая падение доходов населения Украины и одновременный рост тарифов, происходящий в последнее время, многие жители страны вскоре могут стать бездомными.
А ведь когда украинский народ "майданил", ждал он совсем не этого. Той протестной зимой активисты грелись мечтами о безвизовом режиме и экономическом процветании в соответствии с европейскими мерками, что должна была обеспечить ассоциация с ЕС. Разумеется, подсчитывая будущие доходы, Украина ориентировалась не на испытывающие материальные трудности европейские страны вроде Греции, а исключительно на благополучные, такие как Германия.
Но время показало, что виденье Евросоюза и Украины на их ассоциацию несколько расходятся. Совпадают они по политической части Соглашения, в которой много и абстрактно рассказывается о "европейских демократических ценностях", которых обе стороны обещают неукоснительно придерживаться. Однако в экономическом блоке Европа явно тянет одеяло на себя.
Экономическое одеяло
К примеру, хваленая зона свободной торговли, согласно документу, для Старого Света получилась изрядно свободнее, Украине же диктуется множество различных условий. Так, 35 групп продукции украинского сельского хозяйства не будут облагаться пошлинами лишь в объеме оговоренных квот. У Европы же квотируемых групп всего четыре. Но даже в установленных пределах не вся украинская продукция достигнет европейских прилавков. "Украинские продукты не придут на европейский рынок без адаптации, нужно ещё поработать над стандартизацией, чтоб они могли быть такими, которые пойдут на наш рынок", — заранее предупреждал посол ЕС на Украине Ян Томбинский. В обратную же сторону все снова с точностью до наоборот: Соглашение требует упростить фитосанитарные требования Украины по отношению к европейской продукции.
И это лишь пара конкретных примеров того, какими последствиями чревата для украинской экономики ассоциация с Евросоюзом. Снижение экспортных пошлин и вывоз сырья за копейки, преференции для европейского секонд-хенда — список потенциальных проблем можно продолжать долго. Даже упомянутый рост коммунальных тарифов имеет отношение не только к требованиям МВФ, но и к тексту Соглашения об ассоциации. В соответствии с документом, Украина не имеет права поставлять в Европу электроэнергию, газ или нефтепродукты по ценам, превышающим таковые для украинского потребителя. А потому остается либо продавать за копейки на экспорт, либо поднимать тарифы собственному населению.
И это только те проблемы, которые принесла бы евроинтеграция сама по себе, не потащи она за собой госпереворот, гражданскую войну и сопутствующие разрушения экономики. Оказавшись в нищете, Киеву пришлось выйти на паперть и клянчить деньги везде, где можно. И тут на помощь пришли соответствующие структуры. Главная задача МВФ — выдавать кредиты странам-участницам Фонда, экономике которых грозит скорый крах. При этом, как и при евроинтеграции, таковые государства берут на себя обязательства провести ряд требуемых реформ. Разница в том, что ЕС настаивает на реформах, которые должны обеспечить соответствие страны европейским стандартам: борьба с коррупцией, модернизация судебной системы, конституционные реформы и прочие выкройки по западным лекалам. В то же время рекомендации МВФ нацелены на то, чтобы вытащить экономику кредитуемого государства из болота, в которое та угодила. Глобально это сводится к минимизации бюджетных затрат.
Поднять тарифы, минимизировать бюджет, пустить по миру людей
Если говорить о поднятых тарифах, то здесь Киев несколько лукавит, объясняя этот шаг требованием Фонда. На самом деле МВФ лишь говорил, что "Нафтогаз" нужно перестать дотировать за счет казны, а как это будет реализовано — не принципиально. "У "Нафтогаза" значительная доля убытков связана не с тарифами, а с неэффективной системой управления и обслуживанием собственных долгов, что напрямую не имеет отношения к операционной деятельности по тарифам и продаже газа", — объясняет экономист Андрей Блинов. Тем не менее, вместо того, чтобы провести модернизацию предприятия, Украина выбирает более простой путь — поднимает тарифы населению.
Подобным образом Киев экономит бюджет и в других сферах: урезаются выплаты работающим пенсионерам, поднимается пенсионный возраст для трудящихся на вредных производствах, сократится число ВУЗов, отменят налоговые льготы аграриям, социальную помощь привяжут к доходам и так далее.
И такая политика вполне объяснима. Реальные реформы требуют серьезных финансовых затрат, именно на их проведение МВФ и выделяет деньги, но если делать все по уму, то ничего не останется. А Украина и так вся в долгах, которые нужно как-то обслуживать и возвращать. Неспроста одним из требований Фонда является реструктуризация украинского внешнего долга с итоговой экономией 15 миллиардов долларов за ближайшие четыре года. И с реструктуризацией этой пока не ладится: Россия требует от Киева своевременных выплат, как и Комитет частных кредиторов Украины.
То есть денег нет, Запад, несмотря на постоянные мольбы, помогает недостаточно, а МВФ за свои кредиты требует бюджетной экономии. Разумеется, когда нет выбора, согласишься и на такие кабальные условия, лишь бы получить хоть какую-то сумму. Что же до реформ, то их реализацию приходится проводить самым простым путем — перенося нагрузку на народ. Зато дешево.
Сделаем, как в Мексике
Впрочем, МВФ подобная практика вполне устраивает. Фонд лишь декларирует заботу об экономике кредитуемых стран. На деле же его рекомендации зачастую только вредят финансовому благополучию этих государств. Примеров хватает. В 80-х годах основная масса кредитов, которые МВФ выдал Югославии, пошла на их же обслуживание и ликвидацию последствий, к которым привело следование рекомендациям Фонда. Кроме того, реформы, на которых настоял МВФ, привели к росту сепаратизма и гражданской войне с 600 тысячами жертв. А гражданская война, вспыхнувшая в Руанде после внедрения советов Фонда, унесла уже полтора миллиона жизней.
Но действительно понятными истинные цели МВФ становятся, если вспомнить мексиканский опыт. Для начала стоит отметить, что первую скрипку в этой кредитной структуре играют США. Влияние в Фонде распределяется в соответствии со взносами стран-участниц, и на долю Штатов выпадает 17% от них. Это не дает возможности единолично проталкивать собственные интересы, но позволяет накладывать вето на планы, интересам этим препятствующие. Впрочем, учитывая более чем теплые отношения между Америкой и Европой, лоббировать свои задачи США все же способны. Так вот, в свое время реформы, рекомендованные МВФ для Мексики, помимо краха мексиканской экономики сопровождались льготами для американских компаний и их распространением на территории государства.
То есть глобальная задача Фонда заключается не столько в том, чтобы поднять разрушенную экономику, сколько в том, чтобы выжать ее досуха, попутно преследуя финансовые интересы хозяев из Вашингтона. Именно поэтому МВФ так любит включать в свои рекомендации приватизацию госсобственности, особенно когда до нее допускаются зарубежные инвесторы.
Приватизируем...в пользу Штатов
Похоже, именно такая участь уготована несчастной Украине. Еще в 2013 году в Wikileaks опубликовал требования, которыми сопровождался очередной транш МВФ на Украину. Повышение пенсионного возраста, ликвидация спецпенсий, рост тарифов, отмена льгот, приватизация шахт — это лишь некоторые из них. Тогда этим рекомендациям оказалось не суждено осуществиться. Однако сегодня мы видим, что Киев действует ровно по этой схеме и часть пунктов списка уже вычеркнута. О том, что ждет Украину в самом конце, можно понять, вспомнив Мексику в ее худшие годы.
Однако есть и другой пример, которому Киев также может последовать. Еще пять лет назад в капкан реформ МВФ угодила Греция. Даже сам Фонд позднее признавал, что его советы больше навредили ее экономике, чем помогли. Сейчас новое правительство Греции пытается идти собственным путем и даже грозится выйти из Евросоюза. Что, надо отметить, совсем не по вкусу ЕС, который стремится вернуть Афины на курс, указанный МВФ. Однако похоже, что Греция не торопится вставать на грабли, с которых только что сошла, и, наверное, это правильное решение.
Поднимать из руин своими силами собственную экономику или при помощи МВФ пополнять американскую — вот выбор, который стоит перед Украиной. И сдается мне, что Киев взял стремительный разбег по второму пути.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас