На фоне жесткой риторики президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о непризнании выборов в Госдуму в Крыму на полуострове решили ужесточить контроль за турецкими фруктами и овощами, потому что в них обнаружены опасные вещества.
Политический характер такого шага Крыма, конечно, очевиден. Да и политические обострения отношений с Турцией для России не редкость. Однако внешний товарооборот между нашими странами в последние годы только рос.
Традиционно в Россию из Турции завозится виноград и изюм, другие ягоды, цитрусовые, абрикосы и персики, подсолнечник, томаты и прочие сельскохозяйственные товары.
Сможет ли наша страна обойтись без турецких овощей и фруктов, и что же все-таки доминирует в подобных историях: политика или безопасность?
С этими вопросами мы обратились к кандидату экономических наук, эксперту Российского института стратегических исследований Михаилу Беляеву.
«Наше сельское хозяйство уже продемонстрировало значительные успехи, и мы предполагаем, что дальше так и будет. Мы понимаем, что какой-то сектор сельского хозяйства развивается тогда, когда у него есть определенное пространство для дальнейшего развития. Если получится так, что мы будем поставлены перед фактом, что у нас будет сокращение импорта со стороны Турции, это даст возможность нашему сельскому хозяйств развиваться и занять эту нишу или найти каких-то альтернативных поставщиков», — пояснил Беляев.
По его мнению, альтернатива турецким фруктам найдется быстро, «потому что рынок так устроен, что если остро стоит проблема сбыта, и если кто-то проявляет желание купить, то это желание быстро удовлетворяется».
По словам эксперта, в подобных ситуациях действительно сложно отделить политику от требований безопасности.
«Мы, конечно, понимаем, что любой выпад политического характера со стороны нашего даже доброго и устойчивого партнера не должен оставаться без ответа. Причем этот ответ находится таким, чтобы он был чувствительным для второй стороны и менее болезненным для себя. Чтобы это не было выстрелом в ногу. Но вместе с тем он не может быть абсолютно голословным, любой такой ответ должен иметь объективную базу, и эта база, судя по всему, была найдена», — сказал Беляев, уточнив, что под основой для ответа, то есть базой, он как раз и предполагает обнаруженные вредные вещества в сельхозпродукции Турции.
По словам Беляева, пока отношения двух стран ровные, наша страна вполне может «немного расширять границы требований». Но как только другая сторона начинает выступать с более жестких позиций, «естественно, находятся определенные недостатки, которые используются в качестве ответа».
Андрей Мединский