Нередко сталкиваюсь с некоторым диссонансом во взаимопонимании не только с молодежью, что в принципе естественно. Но иногда даже и со сверстниками. Диссонанс этот проявляется на основе того, что я всегда и во всем стараюсь связывать причинно-следственную связь в происходящем не только с какими-то сиюминутными причинами, а с течением событий, охватывающих длительный период времени. Длительный – это по меркам человеческой жизни, разумеется. И поэтому я нередко наталкиваюсь на упреки в том, что я либо залеченный пропагандой «запутинец», либо отсталый человек, не понимающий сегодняшнего дня.
Меня это не обижает, не расстраивает и даже не задевает, как хотелось бы кому-то, быть может. И это при том, что я далеко не считаю себя самым умным, кто мог бы быть выше всего этого. Нет, я обычный обыватель, живущий на свои трудовые доходы, не состоящий на службе ни в какой пропаганде, и не носящий шапочку из фольги. Дело в другом. Дело в моей семье, в которой мне посчастливилось родиться, вырасти и впитать в себя историю нашей страны через воспоминания её очевидцев.
Скажем, насколько интересны воспоминания человека, который родился в 1905 году, пережил и революционные годы, и Гражданскую, и коллективизацию, а затем Войну, послевоенные годы и дожил не только до развала СССР, но и почти до конца первого десятилетия президентства Путина? Так вот, это моя бабушка по отцовской линии. До революции ребенком осталась сиротой. С голоду не умерла потому, что зажиточные люди взяли её присматривать за собственными детьми и работать по хозяйству. Кто не знает или не помнит, возрастной ценз пригодности к работе в те времена был не в 23-25 лет, как сейчас, а уже с восьми или десяти лет, в зависимости от вида работ. Благодарю Бога за то, что дал возможность быть любознательным с раннего детства и быть рядом с таким человеком, чьи рассказы я всегда слушал с упоением. Книгу написать можно, да не писатель я, к сожалению.
А, скажем, интересно ли было бы личное общение с наследницей древнего и знатного татарского рода, представителей коего занесло российской историей далеко на север империи, где они продолжали хранить традиции, обычаи, веру и устои? Которая помнила раскулачивание своей семьи, безвозвратный уход отца на фронт, свою учебу в финансовом техникуме военных лет и многое другое. При этом, вопреки всем нынепропагандистским теориям, она прекрасно реализовала себя на профессиональном поприще, где ей доверяли и руководство и Райфинотделом, и бухгалтерией РайОНО? Важно(!) то, что она не состояла в рядах КПСС. И она тоже дожила до окончания первого десятилетия нынешнего века. Это моя бабушка по материнской линии.
А вот было бы интересно погрузиться в атмосферу педагогической династии, которая взяла свое начало с двух юных молодоженов, которые в 1914 году приехали в Якутию из Иркутской губернии, чтобы нести просвещение в массы настолько, насколько хватит сил. С трудом представляю себе, какими нужно быть идеалистами, чтобы единодушно принять такое решение. И это вам не федеральная программа «Сельский врач». Это фактическое миссионерство. Это мои прабабушка и прадедушка по материнской линии со стороны деда по материнской линии. Прадедушка ещё успел понянькать меня на коленках. К слову говоря, когда в 2006 году мы подсчитали общий педагогический стаж всех представителей династии, вышло чуть более 400 лет.
А интересно было бы узнать, что ваш дед, который оставил обрывочные воспоминания о своем боевом прошлом во время Гражданской о «дедушке Карандашвиле», оказался одним из трёх выживших бойцов отряда Каландаришвили, уничтоженного белогвардейцами в одной из проток реки Лена близ Якутска? Причем, сопоставление этих обрывочных воспоминаний вам пришлось бы посмертно производить самому, чтобы установить ход событий? Да, это мой дед по отцовской линии, к тому же ещё и китаец, иммигрировавший в Россию во времена императора Пу И (для несведущих, это 1910 год). Жаль, я не застал его живым по понятным причинам человеческого возраста, но и в советское время он оставил о себе весьма достойную память, помогая фронту хлебом.
Всё это перемешалось в моей семье, где вырасти неучем или малограмотным легкомысленным человеком просто не было шансов. Точнее сказать, шанс на это есть всегда, а вот оценить всё это богатство, застав многих очевидцев воочию, доводится единицам. Возможно, именно они меня и научили слушать и слышать, видеть и понимать, осознавать и оценивать. Стоит добавить к этому, что моя профессия определяет необходимость быть на острие информационных технологий, чтобы не сложилось ложного впечатления о моем кругозоре. И для некоторых, я думаю, станет понятным, почему я не ведусь ни на какую пропаганду, не следую в фарватере новомодных «трендов». Я, всего лишь, оцениваю происходящее с точки зрения настоящей живой истории. А уж как там другие рассуждают – их личное дело и личное право.