Не будет преувеличением сказать, что сталинский СССР болел небом, и государство этот порыв поддерживало. Самолеты тогда только становились на крыло, до трансатлантических полетов была еще эпоха, но у нас старались. Вообще, дальние перелеты практиковались еще в 20-е годы, но пик достижений пришелся именно на 30-е. В 1934 году:
Дальние беспосадочные
Самолет АНТ-25 Громова достиг результата, выдающегося и для наших дней. А в 1936 году Чкалов доказал возможность беспосадочных полетов на Дальний Восток:Труднее и кровавее дались полеты через Северный полюс. Первая попытка совершить полет в США по этому маршруту была предпринята Сигизмундом Леваневским 3 августа 1935 года. Увы, пролетев всего 2 000 километров, самолет вернулся. Утечка масла. Первая попытка имела тяжелые последствия и для Леваневского, и для будущего. Пилот обвинил во всем конструктора Туполева и отказался летать на АНТ-25 наотрез. В итоге же 12 августа 1937 года на экспериментальном тяжелом самолете ДБ-А Леваневский вылетел в США через Северный полюс. Экипаж шесть человек. 13 августа были получены радиограммы о достижении Северного полюса, позже – об отказе одного из двигателей (что для четырехмоторной машины некритично) и невозможности работать в кабине. Потом самолет пропал. Поиски не дали ничего. Загадка Леваневского до сих пор не разгадана. Экспедиции отправляются до сих пор. Наиболее вероятная версия – крушение экспериментальной машины и гибель экипажа в море. А мечту об Америке осуществил доработанный АНТ-25 и экипажи Чкалова и Громова. Вдобавок еще и двумя месяцами раньше. Громов достиг Калифорнии, а Чкалов – Ванкувера. Все-таки Туполев строил очень хорошие самолеты. А в 1938 году был поставлен рекорд женский. В сентябре 1938 года женский экипаж самолета «Родина» в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой достиг Дальнего Востока, совершив беспосадочный перелет на 6 450 км. Не обошлось без накладок – потеряв ориентирование, самолет промахнулся мимо Комсомольска-на-Амуре. Но закончилось все благополучно.
Подвиг стратонавтов
Если рекорды дальности давались малой кровью, то попытки прорыва в стратосферу и ближний космос шли гораздо хуже. До реактивных машин и ракет было еще далеко, и как способ прорваться повыше были выбраны стратостаты. Это были стратосферные аэростаты с огромным баллоном, наполненным гелием либо водородом. Проблемы при полетах на высоту 20 и более километров очевидны – защита экипажа от излучения, холода и разреженной атмосферы потребовала создания алюминиевых гондол, оборудованных системами терморегуляции и регенерации воздуха. Спасение с таких высот в те времена в принципе было невозможным. Для 30-х годов техника на грани. Уже не самолет, но еще и не космический корабль. И риск запредельный.Хотя первый стратостат СССР, так и названный «СССР-1», 30 сентября 1933 года поднялся благополучно и благополучно же приземлился:
ЦК ВКП(б) – тов. Сталину
Реввоенсовету – тов. Ворошилову
Совнаркому СССР – тов. Молотову.
Экипаж первого советского стратостата выполнил поставленную перед ним задачу и сообщает о благополучном завершении подъема стратостата «СССР» на высоту 19 000 м (по приборам). Экипаж готов к дальнейшей работе по овладению стратосферой.
Командир стратостата «СССР» Прокофьев. Пилот Бирнбаум. Инженер Годунов.
Дальше было тяжело. Второй стратостат «Осоавиахим-1» взлетел в 1934 году и достиг высоты 22 000 метров, но при возвращении аппарат и экипаж погибли. Причина гибели командира экипажа Павла Фёдоровича Федосеенко, бортинженера Андрея Богдановича Васенко и научного сотрудника Ильи Давыдовича Усыскина тривиальна – превышение максимальной высоты полета, что привело к потере газа, недостаток балласта и неудачная система спасения. Полеты это не остановило. «СССР-2» должен был стать рекордным, но:
И вдруг… при одном таком прорыве внутри оболочки раздался глухой грохот, вверху показались языки пламени. Все бросились врассыпную. А оболочка с пламенем вверху медленно опускается на землю. Команда – «закрыть баллоны», начали обрезать шланги. Паника улеглась. Оболочка догорела до земли, образовался большой выжженный круг, и все погасло.
При заполнении оболочки вспыхнул пожар. К счастью, никто не пострадал. В 1935 году взлетел «СССР-1б». Достигнув 16 000 метров, аппарат начал снижение, к счастью, обошлось, два члена экипажа покинули стратостат с парашютом, а Кристап Янович Зилле, бросив балласт, посадил аппарат. Закончился неудачей и полет «СССР-3». Резкое снижение привело к травмам экипажа. Причина – техническая недоработка. Аварией окончился и полет ВР-60 «Комсомол» в 1939 году. Экипаж покинул аппарат с парашютами, удалось достичь 16 800 метров высоты и провести ряд научных исследований. Аварией закончился и полет «Осоавиахим-2» в 1940 году. На высоте 12 метров гондола отделилась и упала. К счастью, без жертв.И самые многочисленные жертвы принесла катастрофа субстратостата ВВА-1. Погибли воздухоплаватели Яков Григорьевич Украинский, Серафим Константинович Кучумов, Петр Михайлович Батенко и Давид Евсеевич Столбун. На высоте 12 км не справились кислородные приборы, сам аппарат упал в городе Сталино, где стратонавты и похоронены.Сейчас к рекордам той поры отношение двойственное – кто-то помнит, кто-то забыл, а кто-то и резко критикует – мол, гробили людей ради рекордов. Ну во-первых, наоборот, запрещали часто, а во-вторых – не ради рекордов. Дальние перелеты позволили понять, какой должна быть дальняя авиация, и доработать что надежность, что комфорт, что системы навигации самолетов. Когда мы сейчас летим в Западное полушарие на вполне рутинном серийном самолете, нужно понимать – это заслуга пилотов тех. А стратонавты дали представление об околокосмической среде и опасностях, там поджидающих. Плюс гондолы, из которых позже вырастут космические корабли. Да и рекорды – а что в том плохого? Наша страна могла. Желающие, вполне осознающие риск, были. Настолько много, что приходилось запрещать и ограничивать. Это была эпоха гигантов и эпоха стремления вверх, и не будь ее – не было бы ни Королева, ни Гагарина.