Есть замечательная сказка про Емелю и его щуку. И есть у нашего народа утопичная мечта: ничего не делать и жить в шоколаде.
А ещё есть у нас черта, которую можно описать как «у соседа трава зеленее». Мол, у нас всё плохо, вот такие мы отсталые и вообще не той дорогой идём.
А помните лесковского «Левшу», где прекрасно описана наша любовь к подражанию Западу? Причём не просто Западу, а тому «светлому образу», который существует в нашем воображении. Откуда он там берётся? Раньше были всякие слухи, потом «голоса», теперь и Голливуд на мозги действует.
И любит наш народ обманываться. Причём эта любовь к самообману как раз пересекается и с мечтой стать эдакими Емелями, и с завистью к другим.
Этой нашей чертой попользовались и в перестройку, и в 90-е. В первом случае нашему народу обещали какую-то мифическую свободу, которую им подарит «свободный рынок», но вместо этого грянули 90-е. И в эти самые 90-е наших Емель поимели вновь. Помните все эти МММ, «Хопёр-инвест» и прочее? Вложи, приведи, а потом получишь. Не получили, лишь потеряли.
90-е прошли. И слава богу, что прошли. Сменилось десятилетие, сменился век (и даже тысячелетие), жизнь стала налаживаться. Народ получил прививку от обещаний красивой жизни, постепенно начал понимать, что работать надо, а не о халяве мечтать. Создавать новые пирамиды оказалось не так просто, как раньше, да и с опустошением кошельков оставшихся Емель прекрасно справляются банки, раздавая кредиты на красивую жизнь не по средствам.
Но… выросло целое поколение, 90-е не помнящее, привыкшее к нормальной жизни, можно сказать зажравшееся. И некоторым их жизнь стала казаться недостаточно хорошей. Где-то там точно лучше. В общем, новые Емели появились. Ещё лучшей жизни захотели. А работать – не захотели. Засада. Да и иллюзии красивой жизни, тщательно создаваемые в инстаграмчике, не приближают малолетних Емель к извечной мечте ничего не делать и всё иметь. Вакуум. А вакуум надо заполнять.
И вот этот малолетний Емеля всё хочет, чтоб как у соседа, как там, как в том раю. А как там, как у соседа, как в том раю? Не знают, но, наверное, лучше, чем у нас. Где-то тепло, где-то люди покрасивше, где-то на каждого члена семьи индивидуальная машина, где-то вообще дороги ровные! Нам так в кино сказали, мы так (съездив по путёвке на олинклюзив) из окна отеля увидали, нам одна баба рассказала (ведь у неё там, вроде, бывший третий муж снохи двоюродной племянницы жил). А ещё Емелям тщательно рассказывают, что у нас всё плохо. И хочет этот Емеля, чтобы завтра же всё как там стало.
Где? Ну там. В Парижах, Лондонах, Берлинах, Лос-Анджелесах и Нью-Йорках. Но только не в настоящих, а в тех, что в их головах. Без нищеты, без мусора, без руин, без плохих дорог. В общем, как в воображаемой стране эльфов.
Видимо, в наш век высоких технологий мозги этих Емель совсем утрачивают способность к критическому мышлению, деревенеют. Емели превращаются в Буратин. Но по дереву удобно резать. Достаточно прорезать лишь одну извилину, можно даже прямую. Главное, чтобы в этой извилине крепко засела мысль, что у нас всё плохо.
И, естественно, находится какой-нибудь Базилио, который начинает окучивать этих Буратин, рассказывая, что сделать из России страну эльфов мешает злая власть. А чтоб власть казалась ещё злее, рассказывают про коррупцию. Даже фонд по борьбе с ней организовывают. Правда, на деньги из страны эльфов, где эта самая коррупция просто узаконена. Но зачем об этом говорить Буратинам? Ведь можно попросить их прийти на Поле чудес, сказать «крекс-пекс-фекс» и закопать денежки. Ну или, если по-простому, по-современному, сделать донат. И Буратино будет думать, что инвестирует в эльфийскую Россию будущего.
А рассказать, что поток донатов – это очень удобный способ отмывать деньги? Не надо. Буратино должен верить. Слепо и яро. Тогда его можно направить на митинг, заведомо незаконный. Из него можно сделать мученика режима. Даже сакральную жертву. Главное – не говорить ему, что страны эльфов не существует. Иначе денежку не понесёт.
Удачная пирамида получается. И финансовая, и информационная. Верхушка собирает сливки, трескает омаров, нюхает кокс и радуется. Иногда, правда, надо напоминать, что бороться надо. Чтобы Буратины не расслаблялись. И несли ещё. Извилина-то одна.
Одна извилина никогда не поймёт, что ей предлагают утопически-фантастическую нерабочую схему. Нет, что им предлагают что-то у кого-то отнять и что-то кому-то раздать, они понимают. А следующий шаг? А ведь он прост и очевиден. Отнять уже у них. Даже не раздавая. Разграбить, распродать, загнать в долги, сказать «ух, заживём!» и таки зажить. А Буратины в это время будут пытаться сообразить: как же оно так получилось, что вместо обещанной халявной райской жизни получилась кабала?
Вот и выходит, что наша «оппозиция», помимо тоталитарной секты, создала просто великолепную финансовую пирамиду. А Емелям-инвесторам всегда можно сказать: «Во всём виновата власть. Митингуйте. И дайте денег».
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!