Но говорить нужно не о текущих событиях 2020 года, а о том исследовании, что заказали и провели в Международном Фонде «Возрождение» (украинская благотворительная общественная организация, которая является частью международной сети фондов «Открытое Общество» и финансируется на средства бизнесмена Джорджа Сороса) в партнерстве с Инициативой Открытого общества для Европы (OSIFE) при финансовой поддержке Посольства Швеции в Украине в 2019 году.
Исследование имеет любопытное название, которое теперь, уже в 2020 году, озвучивается политическими обозревателями, аналитиками, блогерами и телеграммерами: «Как российская политика относительно Беларуси может повлиять на региональную безопасность». Если у читателя возник вопрос, о какой именно «региональной безопасности» идет речь — конечно, о региональной безопасности Украины.
Решила ознакомить своего читателя с тем, о чем проводилось исследование, кто и как комментировал и почему тогда, в 2019 году, исследователи считали это важным.
В самом начале исследования авторы утверждают, что российско-белорусские противоречия достигли своего апогея, и заключается он прежде всего в возможности сценария «поглощения» Беларуси Россией. У авторов не вызывает сомнений, что политика России агрессивна и направлена на сближение с соседним государством и угрожает суверенитету республики Беларусь, а значит и региональной безопасности в целом.
Исследователи обратились к только им известным аналитикам с одним единственным вопросом: «Как российская политика относительно Беларуси может повлиять на региональную безопасность и как Украина и западные партнеры могут реагировать на эти изменения?»
Собственно, содержание исследования — это ответы «аналитиков» на этот вопрос.
Чье же мнение, на взгляд Международного фонда «Возрождение» и Посольства Швеции в Украине, является экспертным по белорусско-украинско-российским отношениям?
Итак, Рыгор Нижникау, старший аналитик Финского института международных отношений, считает, что Беларусь, являясь главным союзником России, остается важным элементом системы безопасности своих соседей и в том числе Украины — «вряд ли создаст новые риски для региональной безопасности», однако при этом считает, что Запад должен быть готов к различным сценариям. Беларусь, по мнению Нижникау, должна показать, что режим готов к проведению комплексных реформ, но, к своему собственному сожалению, страна отклонила план реформ МВФ и не стала выстраивать партнерские отношения с Украиной после 2014 года, а также продолжает не доверять Западу.
Следующий аналитик Густав Грессель, старший аналитик Европейского Совета по международным отношениям (ECFR), считает, что давление Путина на Беларусь усиливается и сразу по многим направлениям: используя де-факто нерабочий союзный договор 1997 года как повод, российские политики используют метод «кнута и пряника», чтобы заставить Минск перейти в «квазиколониальное подчинение», а Лукашенко пока ищет способы для маневра, но их остается не так много. На Западе он не найдет поддержки, и тут внезапно, вопреки логике изложения, Грессель прогнозирует невозможное: «если Путин решит уничтожить Беларусь — он это сделает» и доказывает это тем, что Украина, Грузия, Молдова и рано или поздно Армения сделали свой европейский выбор. Остальные страны — китайский выбор. И Беларусь должна понять, что не сможет «выжить посередине».
В прессе этот аналитик известен как автор шизофренической теории о том, что изнасилования в Европе курируют Россия и Сирия, его обвинения в 2016 году заставили засомневаться в его «аналитичности» в целом.
Эндрю Вильсон, профессор украинских исследований в Университетском колледже Лондона (Великобритания), старший аналитик Европейского Совета по международным отношениям (ECFR), считает, что увеличение российского влияния на Беларусь представляет прямую угрозу для безопасности Украины.
Более того, он наполняет другим смыслом понятия «друг» и «союзник России», считая, что и Беларусь, и Армения никогда не были традиционными «балансирами» и их внешняя политика была равноудалена как от России, так и от Запада. При этом их игра на балансе заключалась в удовлетворении в достаточной степени требований России, обеспечивая одновременно собственный суверенитет и локальную опору власти. Россия ожидала слишком многое от Януковича, Воронина, Додона. Разрыв между ожидаемой Россией лояльностью и тем, что местные лидеры могут на самом деле позволить себе, сам по себе является угрозой безопасности региона.
Аркадий Мошес, директор исследовательской программы по Восточному Соседству ЕС и России Финского института международных отношений, в своем комментарии беспокоится, что даже гипотетическое появление российских военных баз на юге Беларуси объективно усложнило бы состояние Украины, однако аналогичного эффекта можно достигнуть и за счет усиления российского военного потенциала на южном направлении украино-российской границы. То есть речь идет о компенсировании военных баз в Беларуси — наращиванием военных баз в Калининграде.
Однако эксперт прямо рекомендует: политика Запада относительно Беларуси должна быть направлена на экономические реформы и политическую либерализацию и только такими методами можно уменьшить экономическую зависимость от России и, возможно, в будущем «привести к власти людей с типом мышления, отличающимся от менталитета сегодняшнего руководства страны».
Еще одно экспертное мнение в этом исследовании — отношение Балаша Ярабика, внештатного аналитика Carnegie Europe, который, проанализировав белорусско-российские отношения, считает, что украинский кризис изменил региональную динамику, мироощущение белорусов, внутреннюю поляризацию, а Западу эксперт советует аккуратно относится к бережному балансированию Минска и помнить о том, что авторитарный режим Лукашенко рано или поздно трансформируется в результате возраста последнего, более того, эксперт убежден, что «если Беларуси необходимо идти на запад, то это легче сделать без Лукашенко».
Мнение Евгения Прейгермана, единственного представителя Республики Беларусь и руководителя экспертной инициативы «Минский договор» от 2019 года, вызывает особый интерес.
Короткая справка.
Евгений Прейгерман является регулярным автором Eurasia Daily Monitor, издаваемого Джеймстаунским фондом (США), журнала Global Brief (Канада), Европейского совета по международным делам, а также других белорусских и зарубежных изданий. Его статьи и комментарии публиковались в таких изданиях, как Foreign Policy, Strategic Europe, «Коммерсант», «Ведомости», The Washington Post, The Wall Street Journal, Guardian, Huffington Post, The Moscow Times.
Евгений Прейгерман является членом ряда профессиональных и образовательных ассоциаций, включая Сеть лидеров молодого поколения по евро-атлантической безопасности (YGLN), Инициативу по коллективной безопасности при ОБСЕ, Сеть выпускников программы Chevening и Британскую ассоциацию международных исследований (BISA). Он также является членом Совета ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество “Либеральный клуб”» (Минск), членом Консультативного совета Международного института мира (Австрия) и членом Экспертного совета Ассоциации развития рынка информационной безопасности «Кибериндустрия» (Беларусь).
Он безоговорочно считает, что «конфликт между Республикой Беларусь и Россией возник не в первый и не в последний раз».
Вот сразу так решил за всех эксперт из Беларуси.
Далее он подробно рассказывает про этот самый конфликт.
Вначале конфликтом он считает разное понимание Минском и Москвой интеграционных проектов. В результате этого, на его взгляд, появилась «геополитическая напряженность» между Россией и Западом, которая обостряет и усложняет белорусско-российские отношения. Однако, ни один из этих, так называемых факторов конфликта, не приводит, по словам автора, к «неминуемой аннексии Беларуси».
Далее, по словам белорусского эксперта Евгения Прейгермана, Москва хотела бы быть уверенной, что Минск солидарен с ней относительно всех аспектов противостояния Западу, однако участие в этом геополитическом противостоянии не соответствует белорусским интересам, поскольку это ведет к большим экономическим затратам и, по наихудшему сценарию прямого столкновения между НАТО и российскими силами, Беларусь неминуемо станет полем битвы.
Вот так — не более и не менее.
Ну и в итоге, Евгений Прейгерман опасливо надеется, что белорусское правительство сделает все возможное, чтобы «держаться подальше от этого противостояния».
Я не планировала комментировать ситуацию в Беларуси теперь, а хотела поговорить о том, что предшествовало тому: за что платили в Фонде Сороса, на какие исследования гражданского общества тратится и во что вкладываются, да и в целом — как это работает, а выводы каждый сможет сделать для себя сам.