Мировой финансовый кризис, о котором так долго говорили и который так активно пытались оттянуть все ведущие игроки современней экономики все же наступил. Наступил ожидаемо неожиданно и фактически моментально перерос в борьбу между отдельными участниками геополитической гонки.
Это нормально. Всегда в мировой истории, как только мир постигали экономические трудности кто то, считающий, что готов к ним лучше всех остальных пытался получить дополнительные результаты из сложного момента истории. И это нормально. Нормально потому, что является неотъемлемой частью общемировой политикой традиции «воспользуйся слабостью другого, дабы увеличить свою силу».
Как только Великобритания получила сопротивление своей политике в Северной Америке ее моментально начали теснить Франция и ряд других стран. Как только в Османской Империи возникли сложности в конце Первой мировой войны о ее разделе заговорили все и особенно сильные державы. А фактический раздел Китая между рядом государство? А Интервенция в Россию после поражения в Первой мировой войне и двух революций. Все это норма для мирового порядка. Как только у кого-то возникают сложности приходит прекрасное время, чтобы эти сложности конвертировать в геополитический капитал других.
Текущий мировой экономический кризис не исключение. Геополитическая и геоэкономическая битва идет сразу на нескольких фронтах, причем один из этих фронтов - это спор между большими игроками за первенство (например, битва между ЕС – евро-атлантистами и США – сторонниками Трампа) в виде получаемых экономических позиций. Другой фронт – это попытка достичь решительных прорывов на тех участках мировой игры, которые до этого оказывались недоступными (неподатливыми). Раз сейчас такие игрок и , как Ир ан ил и Венесуэла испытывают давление кризиса, падения цены на нефть, а Иран вдобавок еще и эпидемии короновируса, значит их главный антипод – США вполне резонно счет, что настало лучшее время предпринять атаку. И это не что-то из ряда вон выходящее. Это норма государственного поведения, циничная, негуманная, но проверенная историей и многократно примененная на практике. Хотя при этом и небезопасная, так как иногда охотник вполне может превратиться в жертву.
Рассмотрим более подробно перипетии этой борьбы разворачивающейся на фоне экономического кризиса, нефтяной войны и борьбы с эпидемией короновируса (и все это одновременно). Борьбы, в которой многие игроки играют даже не на одной и не на двух досках, а на длинном ряду расчерченных под шахматную доску мировых пространств, выигрывая и проигрывая, загоняя противника в патовую ситуацию и оказываясь в ней.
Страсти вокруг вируса
Пока весь мир пристально наблюдает за борьбой с короновирусом, отменяя мероприятия, вводя карантины, закрывая предприятия и допуская бешенной просадки экономики на заднем фоне идет весьма любопытная игра, даже несколько игр. О них подробнее.
Игра номер один «гонка на катафалках». Собственно, многие страны стараются минимизировать влияние кризиса, вызванного короновирусом. При этом используют разные методы. Сужая сферу ограничений (как в Швеции), уменьшая оценку рисков (как Великобритания), не замечая некоторых угроз, пока не станет поздно (как в США) и т.д. Все прекрасно понимают, что чем больше будут принимаемые меры, тем болезненней будет спад экономики. Но есть и угроза другого плана, если меры безопасности будут ненадлежащими, или запоздалыми то можно получить итальянский вариант, который может оказаться более разрушительным чем вовремя принятые меры предосторожности. Кто при этом просядет больше. Сложный вопрос. Американские эксперты рисуют для экономики США от 12 до 24 % падения во втором квартале и топтание в районе нуля по году. Италия в принципе видимо получит катастрофическую просадку экономики уже сейчас. И вероятность восстановления экономики по итогам года на что уповают чрезвычайно мала.
Игра номер два «торжество благодетелей». Ряд государств начали оказывать помощь другим странам. Кое где, это старые связи (например, помощь кубинских врачей Венесуэле), или помощь России странам СНГ, Монголии, Северной Корее и Ирану в получении тестов на короновирус. Сейчас мировым лидером в помощи оказывается Китай. Фактически победив у себя вспышку вируса и наладив механизм предотвращения ввоза его в страну, наладив производство масок, костюмов, тестеров для определения вируса м освободив от работы в самом Китае большое число врачей, имеющих опыт лечения такого вируса КНР может массово проявлять чудеса благотворительности. Поставлять миллионы масок в Европу, снабжать тестерами Индию и Иран, посылать бригады врачей из Уханя в Италию и Иран. Выступая перед миром в качестве благодетеля. Некоторый аспект такой роли пытается играть и России, которая, например, вызвалась поставить Италии некоторое количество медицинского оборудование и инвентаря. Все это будет потом использовано при переговорах, при применении мягкой силы и прочее. Такое вряд ли забудется.
Игра номер три «кто кого обвинит». Эта игра успешно начата США. Американские власти упорно пытаются обвинить в распространении короновируса Китай, постоянно используя не термин короновирус, традиционный для всего остального мира, а «китайский вирус», напоминая о том, где была самая масштабная вспышка вируса на сегодняшний день. Помимо прочего США умудряется обвинить Россию Иран и Венесуэлу, а иногда и Китай в том, что эти страны, якобы, распространяют ложь по поводу практик лечения короновируса, методов предотвращения его распространения и т.д. Странно, что в этом еще не обвинили Северную Корею. В ответ Китай начал пока что тихо (на уровне вольных рассуждений людей из МИДа и газетных статей) намекать на то, что вирус мог иметь американское происхождение и был занесен на территорию Китая. Мы вряд ли докопаемся до того, где же начался этот вирус (это и не особо важно), но показательная война между США и Китаем на фронте вины за вирус набирает обороты и скорее всего будет иметь продолжения в будущем.
Игра номер четыре «Стратегии восстановления». Мы уже говорили, что в мировой экономической гонке победит тот, кто меньше всего пострадает. Это так, но не универсально. Возможно большее значение будет не только не пострадать, а воспользоваться затем разоружёнными пространствами в мировой экономике. Таким образом та страна, которая найдет наискорейший путь к восстановлению собственного экономического потенциала, когда угроза вируса будет уже снята станет победителем в этой игре.
При любых обстоятельствах, очевидно, что короновирус для многих игроков лишь ширма (удобная или нет вопрос сложный) для прикрытия собственных стратегий по большому переделу мира.
Нефтяные мучения. КСА, Россия, США
Второй по напряженности битвой в текущем сложно композиционном кризисе является битва за нефть. Снижение нефтяных цен достигло пиковых показателей доходя до 20 долларов за баррель. И битва эта далеко еще не закончена.
Собственно, главное, что нужно знать об этой битве то, что она была запущена вовремя в то время, когда все равно все летит и рушится, спрос на нефть падает и продать по идее вообще мало что возможно. Рост добычи, который резюмируют практически все игроки мирового рынка нефти впечатляет. Какой бы фантастической не была цифра в 13 миллионов баррелей в сутки от Саудовской Аравии свои 11,5 миллионов они выдают сейчас определенно. Сколь бы много не теряли американские нефтяники на биржах сократить в одночасье производство практически невозможно. Россия заявляет об устойчивой добыче, а если верить отдельным компаниям, то и о росте добычи. Практически все страны давят рынок нефти вниз. Сколь бы много Д. Песков не говорил о том, что никакой нефтяной войны в мире нет факты опровергают такой тезис. Однако не совсем ясно содержание этой войны.
США уверенно заявляют, что речь идет о нефтяной войне между Саудовской Аравией и Россией. Отдельные авторы пишут о совместной войне России и Саудовской Аравии против американских добытчиков сланцевой нефти. Другие полагают, что речь идет об «идеальной войне», войне всех против всех в которой каждая страна играет на пользу себе не желая отдавать рынок своим конкурентам и эта защитная тактика движет всеми начинаниями и применяемыми мерами.
Так или иначе на прошлой неделе мы увидели уже «первую жертву» данной войны. Как ни странно, им и стали Соединенные Штаты? Почему? Вероятно, потому, что для них война на нефтяном рынке вторична по сравнению с более значимой войной, которая ведется между США и ЕС за право не стать первой жертвой глобального кризиса. В результате дабы не допустить вала банкротств, массовых сокращений рабочих мест в нефтяном секторе США пошли на крайний шаг в виде скупки нефти в свои резервы на 25 миллиардов долларов. США не хочет давать обязательств по сокращению добычи нефти. Их активная политика по проталкиванию своего товара за прошлый период времени дала многократный прирост экспорта нефти, что Трамп ставил себе в заслугу. Терять данный козырь Трамп совершенно не хочет. Одновременно появилось сообщение что американская администрация готовит какую-то сделку по нефти с намерением предложить ее Саудовской Аравии, но пока не озвучивает. Вполне вероятно это может быть предложение о совместных действиях США и Саудовской Аравии против России в рамках которой США вероятно пообещают саудидам санкции против российской нефтяной сферы и переход к ним российской доли рынка, а сами в ответ захотят получить обязательства оп сокращению добычи нефти Саудовской Аравией. Такой сценарий – выиграть за чужой счет на пустом обещании вполне в духе США, уже долгое время поджидающих по миру иллюзию «Америка с нами».
Не думаю, что такой сценарий будет реализован в полной мере. Значительная часть российских поставок на долгосрочных контрактах. На многие из рынков КСА просто не зайти физически из-за отсутствия инфраструктуры (которую конечно можно построить, но за несколько лет). Кроме-того велик шанс, что возвращающаяся в рабочее русло экономика Китая будет требовать все больше и больше нефти и хотя европейское направление будет в упадке еще достаточно длительное время пик кризиса на рынках нефти вероятно вскоре удастся преодолеть. Главное его пережить.
Хотя нефтяное направление в данный момент вторично. Оно меркнет на фоне эпохальной битвы. Которая может перекроить всю современную мировую экономику и стать основой для вех будущих стратегий развития. Речь идет собственно о кризисе и выходе из него с сохранением или потерей глобальных ролей отдельными игроками.
Заезд на катафалках. США против СШЕ
Другой плоскостью и важнейшей из всего происходящего является главная схватка за выживание между США и Европейским Союзом. По большому счету это спор, кто первый из этих двух участников борьбы окажется жертвой нынешнего кризиса. США со сжимающейся сферой распространения доллара, или ЕС с целым рядом неблагополучных участников.
Оба участника процесса сейчас подвергнуты активному воздействию короновируса. Но если страны ЕС одна за другой переходят в режим карантина, то США стремятся до последнего оттянуть этот момент. И возможно зря, поскольку прирост числа заболевших показывает, что возможно США превзойдет показатели Китая по суммарному числу заболевших.
Оба участника этой гонки пытаются продержаться как можно дольше и, в случае успеха, обеспечить себе благоприятное выживание. При этом борьба идет на нескольких досках одновременно.
Это и показатели ВВП, которые и в США, и в ЕС обвалятся очень заметно. Например, некоторые эксперты прогнозируют потерю четверти ВВП США во втором квартале, ЕС может провалиться еще больше с учетом того, что Италия, например, фактически свернула и производство, и сферу услуг, и транспортное сообщение.
Это и показатели рынка акций, а рынки валятся везде и в США (рекордные падения Дау Джонс и иных индексов) и европейские баржи. И чем глубже будет падение, тем серьезней последствия для отдельных игроков.
Это и безработица, которая гарантировано увеличится повсеместно. Вопрос только с какой скоростью она будет прирастать. Если эта скорость будет большой, то социальному страхованию такой нагрузки не выдержать по крайней мере без поддержки со стороны государства.
Это и поддержка отдельных секторов экономики. И США и ЕС наперебой питаются помочь своим авиакомпаниям, поскольку их крушение может стать началось обрушения экономики вообще, США возможно придется дать помощь в размере до 200 миллиардов долларов, а странам ЕС и вовсе национализировать своих авиаперевозчиков, как уже заявила Италия о национализации авиакомпании Al Italia.
В этой борьбе обе стороны имеют свою «ахиллесову пяту». Для США это нефтяная сфера. Ряд компаний, ведущих добычу не может обеспечить безубыточной добычи при цене нефти меньше 30 долларов за баррель. В результате как только нефтяная война вытянула цену на нефть к 25 а затем и 20 долларам за баррель США пришлось вмешаться в процесс и срочно заявить о скупке нефти, что подняло ее цену. Но не на долго.
ЕС, находится на другой чаше весов. Страны ЕС от падения цен на нефть только выигрывают, дешевле сырье, дешевле производство. Но у них своя болезнь. Им угрожает обрушение отдельных стран, за которым может последовать по принципу домино падение и всей экономики Европейского Союза. Наиболее слабыми звеньями сейчас являются Италия и Испания. Мало того, что эти страны и без того являлись одними из слабейших игроков с точки з рения своих макроэкономических показателей, входя в группу (PIIGS), так и вдобавок получили наиболее ощутимый удар от нового вируса (боле 57 тысяч в Италии и 25 тысяч заболевших в Испании), что вкупе с потерей в туристической сфере, сфере услуг, транспорте и производстве рисковали обрушиться первыми, вызвав коллапс в банковской системе ЕС и обрушении всего Европейского Союза. В результате Европейский Центральный Банк был вынужден заявить о том, что спасение европейской экономики будет целостным, а не дифференцированным по отдельным государствам. Это позволит на некоторое время отсрочить первые падения стран в ЕС. Но не устраняют риск этого, так как банально бюджеты некоторых стран могут не справится с возникшей нагрузкой.
Чем закончится эта гонка еще не ясно. Но завершиться она должна падением одного из участников этой гонки. И лишь тогда мировой кризис перейдет к фазе своего полного расцвета. Но время к этому еще не пришло.
Тяжкая участь наблюдателей
Тяжелее всего сейчас участь третьих стран, которые не являются ни США, ни страной ЕС, ни Китаем (который кажется уже пережил эпидемию короновируса и готовится сражаться с экономическими бедствиями). Именно на эти страны приходится сейчас основной удар.
По большому счету огромное давление сейчас испытывают все без исключения страны мира. Но у некоторых, например, России есть и приличные эпидемиологические меры не приводящие к обрушению экономики и запас прочности в виде суверенных фондов. У других этого нет, а, следовательно, резко увеличивается угроза суверенных дефолтов. Кое кто умудрился объявить дефолт еще до активной фазы кризиса (Аргентина и Ливан). На пороге дефолта Украина (вовсю упражняющаяся с карантином) и Белоруссия, которой вот-вот платить по кредитам около 3 миллиардов долларов США, Марокко, где эпидемия только набирает обороты и страны Персидского залива, где огромные потери бюджета не только у мелких стран, но и у регионального лидера Саудовской Аравии.
Практически весь мир сейчас находится в зоне поражения как вирусной, так и экономической. И если т первого избавится можно, как доказал Китай, то от второго очень сложно, так как в игре на выживание на слабых не очень обращают внимание. Как результат в самое ближайшее время мы может стать свидетелями парада дефолтов, когда малые страны одна за другой будут объявлять о своей неплатежеспособности и порождать новые волны испытаний для мировой экономики.
При любых обстоятельствах все только начинается. И не закончится ни в 10-12 недель, как надеется министр финансов США Мнучин, ни к лету, на что уповают очень многие аналитики, ни к осени, о чем говорят скептики и пессимисты. Кризис будет переходить из одной формы в другую пока не приведет к большому переделу (как экономическому, так и политическому). И весьма вероятно, что весну 2020 мы запомним еще сравнительно благоприятной. Ведь активная фаза кризиса только начинается.