Сколько уже раз приходилось повторять, что России крайне необходимы низкие цены на топливо внутри страны. Как, впрочем, и невысокие энерготарифы, и дешёвый газ. И ещё неплохо бы иметь внутри страны недорогую валюту и недорогой рублёвый кредит.Мы не собираемся утверждать, что с таким подходом Россия тут же рванёт в мировые лидеры, но уж в аутсайдерах точно не останется. И особенно по части уровня жизни населения, который у нас, увы, отнюдь не самый высокий.И сколько, в конце концов, можно выезжать на том, что главным конкурентным преимущество российской экономики была низкая стоимость рабочей силы. Китай такое уже проходил, но не потому ли буксует сегодня хвалёная китайская экономика, где просто вынуждены были перевести массу производств в страны, где работяги по-прежнему обходятся в разы дешевле.
Небольшой экономический ликбез
Кто заказывал такие цены?
Больше всего публику в эти дни смутил дизель по 80 рублей за литр, хотя при этом почему-то забывается, что расход солярки на километр пути намного меньше, чем АИ-92 или АИ-95. Когда же выясняют, от чего реально зависят цены на бензин, вспоминают всё, что угодно, кроме заработной платы тех, кто работает на НПЗ и бензоколонкахИменно за их счёт, между прочим, можно ещё очень долго продержаться в жёсткой конкурентной среде. Тем не менее никто не отменяет вляния таких факторов, как стоимость сырья; налоги с акцизами, накладные расходы и торговые надбавки.Вот за последнее мы и зацепимся. Торговать внутри России наши отечественные нефтяные короли, по сути просто вынуждены – потому что за рубеж всё сплавить просто невозможно. И технически, и в силу ряда обязательств перед властью.
Малые, да удалые
Вот тут и собака зарыта. Нефтяные гиганты, получая от верхов поблажки за успешный экспорт нефти и нефтепродуктов, внутри страны тоже не желают оставаться без навара. И тормозит их не столько «высокое» регулирование, сколько всё та же конкуренция. В том числе и с мелкими компаниями, которые «крупняку» вроде бы никак не удаётся вытеснить и даже выдавить с рынка. Но не верьте в то, что выдавливать кто-нибудь кого-нибудь действительно хочет. Малый бензиновый бизнес – это же просто спасение для нефтяных гигантов, которые в нём завязаны по самым разным, обычно «серым», схемам. На мелкоту всегда можно и списать вину за рост цен, и «списать», уже в ином смысле, убытки, и расписать через них прибыль. Не просто так малые компании, контролирующие не больше десятка полутора АЗС где-нибудь в глубинке, растворяются в пространстве так же быстро, как и появляются в нём.
Виноваты все
Аналитики бензинового рынка очень любят пересчитывать, сколько и в какой стране потребитель тратит на заправку бака бензином. При полном превосходстве Запада над Россией по розничной цене, разница в случае сравнения со средней зарплатой оказывается не такой большой. К тому же, тут не учитываются и «левые» доходы россиян, с которыми у нас, согласитесь, ну полный бардак. Но для самих-то получателей – полный порядок. Только не подумайте, что мы этими рассуждениями хотим сказать – мол, сами виноваты. Виноваты, как указано выше, все. Но начинается-то всё, как известно, сверху, то бишь, с головы. Потому обратим внимание на странные игры с валютой, которую то надо возвращать в казну, резко осложняя себе бизнес, то снова не надо, тем самым помогая ей утекать за рубеж. Вспомним и не менее странные игры с так называемым демпфером, призванным компенсировать потери производителей бензина на обязательной продаже топлива внутри страны. О стимулировании более глубокой переработки нефти стране, чтобы было у нас и своё, а не полуимпортное качественное масло, и всё остальное, что из нефти делают, тоже не промолчим. Его как не было, так и нет, жертвуют им ради доходов на экспорте сырой нефти и продуктов её первичной перерабоки где-нибудь в Белоруссии. Там НПЗ немногим лучше наших, но союзник же.
В конце лета народный бензин марки АИ-92 упорно тестировал отметку в 50 рублей за литр, что на фоне оптовых цен в 80 тысяч за тонну выглядело, словно аттракцион невиданной щедрости со стороны владельцев АЗС. Но спрос из-за сезонности был слабым, и перешагнуть полтинник не получалось почти нигде.Исключением была труднодоступная глубинка, сегодня же сдаются уже и последние из демпингующих. Спрос почти восстановился, а тут ещё и профилактику на ряде НПЗ как-то вовремя продлили. Явно в поисках оправдания для скачка цен. Цены пока ещё не скакнули, а только ползут, но всё впереди...В целом же с начала года в России подорожал, и сильно, не только доллар с евро, но и бензин. Однако пока не так сильно – только на 7,6 % против примерно 30 % у валютной пары. Значит, топливо будет подтягиваться, хотя играть на разнице цен в свою пользу наши нефтяники и нефтепереработчики могли бы и дальше. Тем более что от потолка цен, как-то забытого на данный момент, коллективный Запад отказываться вовсе не собирается. И покупает-перекупает привычное русское сырьё через менее щепетильных посредников, начиная с Индии и Китая.
Что случилось за год?
Не оглянись на доллар
Валютный вклад в цену бензина при некотором на то желании регулировщики рынка, вообще могли свести к нулю. Но у нас же рынок, где потребитель платит за всё. Доллар же просто издевается над нашими денежными властями, которые только и знают, что делать рубль всё менее доступным из-за непомерных ставок. В итоге все, кто может, нарочито в доллар и уходят, благо его возвращать должны отнюдь не все. В результате он болтается под самой 100-рублёвой отметкой, провоцируя рост цен буквально на всё. И это при том, что у России уже был четверть века назад прекрасный опыт почти полного отрыва от доллара.Имея перед дефолтом нефть по цене чуть больше 10 долларов, правительство Е. М. Примакова тогда не побоялось наложить полное табу на вывод валюты за рубеж. Ответом мирового рынка на это стало почти мгновенное повышение котировок чего?Правильно – нефти! И это среди целого ряда прочих мер помогло России разогреть полумёртвую экономику, с честью выйти из-под дефолта, а вскоре и расплатиться чуть ли не со всеми своими кредиторами.