Не нужно быть прорицателем, чтобы понимать, что всех граждан России в ближайшие годы ждут, мягко говоря, непростые времена. Из-за санкций коллективного Запада многие лишатся работы, у кого-то пойдёт на спад карьера, завязанная на сотрудничестве с иностранцами, разрушатся планы — от туристической поездки в Европу до обучения в Оксфордском университете и так далее, с прилавков магазинов исчезнут привычные товары именитых брендов, станут недоступными многие сервисы и тому подобное.
Всё это, конечно, печально. Но куда важнее понимать, к чему это вот всё приведёт нас в ближней и средней перспективе? К «совку» в самом мрачном понимании этого слова — или же, наоборот, к чему-то хорошему или даже лучшему, чем было до этого?
В пепле
Хочется верить, что человечество не прибегнет к крайнему способу разрешения споров — ядерной войне, и развод «партнеры» оформят цивилизованно (конечно, насколько это получится после всего того, что уже произошло). В условиях тотального разрыва отношений перспективы России, на первый взгляд, выглядят не очень. «Цивилизованный» мир постарается оградится от крупнейшей страны Земли невиданным до этого экономическим, идеологическим, стереотипическим и всякого рода другим «-ическим» заслоном.
Конечно, одностороннего удара не получится, но тут уж ничего не поделаешь — либо «ценности», либо тугие кошельки.
Пока в приоритете первое.
Россию уже отключают от SWIFT, лишают доступа к другим сервисам и системам, её покидают иностранные компании, останавливаются или предельно сокращаются закупки российского сырья, прежде всего нефти и газа. Естественно, в таких условиях рубль падает, цены на импорт растут.
На этом фоне российским властям крайне важно сохранить стабильность внутри российского общества, поэтому «гайки» будут затягивать. Процесс уже идёт.
И в этом деле главное — не перетянуть, можно сорвать резьбу. Такой опыт был у Советского Союза, ничем хорошим он для государства не закончился. Хочется верить, что эти ошибки хорошо усвоены.
Специальная военная операция на Украине стала неожиданностью не только для рядовых граждан — многие представители экспертного сообщества чесали затылки в недоумении. В этом, конечно, общество недооценило политическое руководство страны. Оно оказалось куда жёстче и решительней, чем думали о нём даже патриотически настроенные граждане.
С другой стороны, жёсткость и решительность не всегда имеют возможность опираться на детальный просчёт последствий и рисков. Поэтому куда выведет Россию эта дорожка, однозначно сказать невозможно.
Пока система удар держит — банки работают, деньги на руках у людей есть, цены на продукты питания сдерживаются, но рука инфляции уже начинает теребить и так не очень тугие карманы россиян. Например, цены на некоторые виды электроники уже выросли в два раза. Такая тенденция явно продолжится.
Ситуация на Украине также не внушает оптимизма. Сколько продлятся боевые действия, непонятно. Выбивать бойцов националистических батальонов и ВСУ, засевших в городах, очень сложно — бои ведутся в жилых кварталах, где остаются тысячи мирных жителей.
Победа любой ценой пока руководством страны не рассматривается и вряд ли будет.
Как выходить из конфликта на Украине, непонятно. Впереди пока непроглядная мгла. Впрочем, все проходит. И это пройдет.
Луч света
Реакция стран Запада показала, что финансовые, технические и все другие инструменты «прогрессивной» части мира, которыми пользуются на всех континентах, ненадёжны и в зависимости от политической конъюнктуры могут в один момент перестать работать в опальной стране.
Это хорошо увидели не только в России, но и в Китае, Индии, Пакистане, Бразилии — список можно продолжать долго.
Что поделать, независимость в современном мире обходится странам дорого. Кто-то такую роскошь себе позволить вряд ли сможет. Но многие вполне. Стремление к свободе и независимости в крови у каждого народа.
А это означает, что эпоха глобализации приходит к своему упадку, пока ещё медленно, но процессы запущены и едва ли обратимы.
Наступает время национальных государств. Конечно, процесс этот будет крайне болезненным. Но таковы правила: увы — без боли не бывает исцеления.
Разрыв отношений с Западом — это хорошие возможности оздоровить российскую экономику: создать отрасли станкостроения, производства чипов и полупроводников, возобновить производство двигателей и всего того, что мы последние десятилетия закупали на Западе. Для этого у России всё есть — и ресурсы, и интеллектуальный потенциал.
Конечно, в одночасье создать новые отрасли и заменить покинувшие российский рынок иностранные компании не получится. Работать придётся много и тяжело. Но это всяко лучше, чем опираться на надменных «партнёров», указывающих нам, куда идти и что делать.
Евгений Трошкин
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!