В первую очередь нужно отметить, что, несмотря на непонятное для русскоязычных читателей обозначение «штурмовая машина» или «штурмовая машина прорыва» (ABV – Assault Breacher Vehicle), М1150 по сути является бронированной машиной разминирования. Предназначен он для проделывания проходов в минных полях и различного рода заграждениях рукотворного и нерукотворного происхождения. В том числе под огнём противника.М1150 – изделие сравнительно свежее, если рассматривать его возраст с точки зрения инженерной техники. Его разработка стартовала в начале нулевых годов по требованию Корпуса морской пехоты США. Первые шесть прототипов М1150 были изготовлены в период с 2002 по 2006 год, а уже в 2008 году после финальных испытаний машина была поставлена на вооружение. Успела повоевать в Афганистане, несла службу в Южной Корее, а теперь приехала на Украину.
Как и его несостоявшиеся предшественники, М1150 выполнен на базе М1 «Абрамс». Для этого танки изымались с хранения, проходили капитальный ремонт и отправлялись на доработку, а точнее – на разборку: от танка производителям этой машины требовалось только шасси с корпусом без башни. Никаких радикальных изменений в эти части не вносилось, поэтому М1150 унифицирован с «Абрамсом» по большинству основных узлов и агрегатов, а также запасным частям. У него тот же 1 500-сильный газотурбинный двигатель с автоматической трансмиссией, позволяющий разгоняться до 60–65 километров в час и сравнительно легко преодолевать неровности ландшафта. Да и броня корпуса осталась прежней и во лбу достигает 500–600 мм от подкалиберных и до 900 мм от кумулятивных снарядов, по разным оценкам.А вот вместо родной башни на шасси танка установлена массивная крупногабаритная надстройка, которая по весу оказалась не сильно-то меньше того, что стояло изначально, исходя из чего общая масса полностью снаряжённого М1150 составляет около 58 метрических тонн (65 «коротких»). Надстройка обладает подвижностью и может поворачиваться на 90 градусов вправо и влево, а ещё разделена на два отсека: передний и задний.
Передний отсек, напоминающий по очертаниям лобовую часть башни «Абраса», полностью забронирован и снабжён динамической защитой. В нём посередине находится рабочее место командира машины с органами управления противоминным оборудованием, электроникой и средствами связи. На крыше – единственное оружие М1150 в виде пулемётной установки с «Браунингом» калибра 12,7 мм, а также элементы интегрированной системы технического зрения.Эта система представляет собой набор телевизионных камер, установленных в кормовой и лобовой частях надстройки. С их помощью командир, не высовываясь из люка, может полностью контролировать процесс разминирования, в том числе наблюдать за глубиной внедрения ножевых тралов в землю, и сброс вырванных из неё мин с колеи. Также в состав системы входит командирский прибор наблюдения, состоящий из подвижного блока телевизионных и инфракрасных камер с лазерным дальномером для наблюдения за местностью в любое время суток и более точного «прицеливания» при дистанционном разминировании.
К слову, о комплексе дистанционного разминирования. Он как раз расположен в заднем отсеке надстройки и представлен двумя пусковыми установками для зарядов М58А3 MICLIC, переходящих из походного в боевое состояние (и наоборот) с помощью гидравлики. Принцип работы у него простой. В пусковых установках находятся реактивные снаряды MK22 Mod 4 с закреплёнными к ним зарядами, представляющими собой 107-метровые тканевые «рукава», снабжённые детонационным кабелем и заполненные взрывчатым веществом – 2,2 килограмма взрывчатки на каждые 30 сантиметров длины (всего около 790 кг на один заряд).
Вылетая из пусковой установки, снаряд вытягивает за собой многометровый заряд на всю длину и отсоединяется от него на конечном участке полёта. Затем упавший на землю заряд распрямляется с помощью тормозного троса и отдаётся команда на его подрыв. Его детонация приводит к уничтожению (взрыву) наиболее распространённых противотанковых и противопехотных мин нажимного действия, а размеры разминированного участка составляют примерно 100 метров в длину и около 8 метров в ширину. Так что, учитывая боекомплект М1150 из двух М58А3, общая длина прохода на минном поле может составлять 200 метров.
Однако такой способ разминирования не приносит стопроцентного результата – некоторые мины так и остаются лежать, дожидаясь своей цели. Особенно если речь идёт о взрывных устройствах с отличным от нажимного механизмом детонаторов. Да и вряд ли из М1150 вышел бы полноценный тральщик, не будь он оснащён другим противоминным оборудованием. И оно у него есть.При переделке «Абрамсов» в М1150 на их лобовой части корпуса устанавливается так называемый High Lift Adapter (HLA) или по-русски – «адаптер высокого подъёма». Управляемый механиком-водителем, он представляет собой гидравлический механизм, предусматривающий быструю установку тралов и другого «обвеса» с возможностью их быстрого сброса в чрезвычайной ситуации без выхода из машины.
В первую очередь он предназначен для установки ножевого минного трала, состоящего из трёх секций – двух боковых и одной центральной с девятью и пятью ножами соответственно. К слову, именно из-за него М1150 получил кличку Shredder, что в переводе означает «измельчитель» или «шинковка».Врезаясь в верхний слой земли, ножи в буквальном смысле перепахивают почву и вырывают из неё закопанные мины, отбрасывая их в сторону от колеи. То же самое происходит и с взрывными устройствами, лежащими на поверхности – их тем же способом откидывает в сторону. А уровень заглубления ножей (постоянная глубина 36 см) регулируется с помощью трёх полозьев, на которые опирается трал с помощью похожих на паучьи лапы стоек.Также вместо трала «адаптер» предусматривает установку обыкновенного бульдозерного отвала. В таком случае функционал М1150 расширяется до проделывания проходов в завалах и разного рода препятствиях, либо, наоборот, их создания, рытья позиций для огневых точек и закапывания противотанковых рвов и прочего. В общем, всё то, что не может сделать тральщик, но может сделать бульдозер.
Ну а для обозначения проходов, которые М1150 проделал хоть с тралом, хоть с отвалом, используется система Lane Marking System или по-русски – система разметки полосы движения/прохода/пути. В её состав входят два пневматических устройства, установленных по бортам машины в кормовой части корпуса. В каждом из них расположено по 50 сигнальных флажков (могут быть заменены на светодиодные или светоотражающие индикаторы), которые при движении машины отстреливаются в землю через равные промежутки времени, размечая тем самым безопасный путь для подразделений. Впрочем, с таким же успехом они втыкаются даже в асфальт и бетон, чему способствует мощная пневматика и металлические наконечники.
В целом, конечно, машина довольно интересная. Её и сами американцы называли лучшим, что у них есть из противоминной техники переднего края. Оно и понятно: броня у М1150 присутствует, да ещё и сдобренная динамической защитой; есть полный набор оборудования для противодействия большинству мин за исключением всякой экзотики; со средствами наблюдения всё в порядке – это всё-таки не подслеповатые кроты, коими являются многие БМР, в особенности советского образца.В связи с этим становится понятно, зачем США отправили этот подарок на Украину. Распорядиться им Киев, разумеется, может по-всякому, но, вероятнее всего, цель прибытия М1150 – это дополнение к поставленным танкам «Абрамс». За океаном прекрасно осведомлены о том, что российские минные поля стали одной из самых существенных угроз для бронетехники, и судьбы «Леопардов-2» с их «отбитыми лапами» своим танкам не желают.Тут уж остаётся только наблюдать, где и когда М1150 объявятся на фронте. Но, учитывая опыт «контрнаступа», есть некоторые сомнения в том, что судьба у них будет благополучной – обилие противотанковых ракет, авиация и артиллерия могут загубить даже самую хорошую технику. В общем, как говорят, будем посмотреть.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас