Известный своими скандальными (или чего уж там — просто грубыми) обличениями в адрес немецких политиков бывший посол Украины в ФРГ, а ныне заместитель министра иностранных дел страны Андрей Мельник сидит и громко рыдает от зависти. У него появился конкурент, переплюнуть которого будет ох как непросто.
Министр юстиции, генеральный прокурор Польши Збигнев Зебро на специальном мероприятии в своём ведомстве: «Канцлер Шольц, выступая в Европарламенте, сказал, что Германия была освобождена от нацистов, так как Германия была оккупирована ими во время войны. Можно сказать, что таким образом канцлер Шольц отсылал к традиции своего известного соотечественника, некоего Геббельса, который мог бы даже позавидовать творческой изобретательности канцлера Шольца».
Впечатляет, правда? Впрочем, погодите. Министр юстиции Польши ещё только распаляется: «Существует предел абсурда, лжи и заодно оскорбления реальных жертв Второй мировой войны. И предел был перейдён. Можно задаться вопросом: канцлер Шольц идиот или мошенник, который таким образом фальсифицирует историю и пытается её переписать?». «Идиот», «мошенник», «ученик Геббельса» — а Польша и Германия точно являются партнёрами и союзниками по Европейскому союзу? Если являются, то как-то странно этот «союз» выглядит. Хотя чему мы, собственно, удивляемся? Всё, что касается нынешних властей Польши, по определению выглядит странно.
Понятие «дипломатия» далеко не всегда тождественно понятию «политес». В XIX веке и в начале ХХ века Великобритания, Германия и США довольно широко практиковали дипломатию канонерок. К берегам страны, которую надо было в чём-то «убедить», приплывали суда военно-морского флота и активно рекламировали свои пушки. Если одной рекламы оказывалось мало, то эти пушки начинали стрелять. И когда речь шла о менее развитых в военном отношении государствах, то такая дипломатия оказывалась очень даже эффективной. Хрестоматийный случай: война между Великобританией и Занзибаром длилась, по разным источникам, либо 38 минут, либо 45 минут. Бравые британские моряки подвергли бомбардировке гарем султана Занзибара. И тот понял намёк: отрёкся от престола и отправился в изгнание.
Была ещё в истории и дипломатия большой дубинки. За несколько дней до своего внезапного превращения в верховного лидера США в результате убийства предшественника в 1901 году тогдашний американский вице-президент Теодор Рузвельт обнародовал своё «дипломатическое кредо»: «Говори мягко, но держи в руках большую дубинку, и ты далеко пойдёшь!» Цинично, конечно, но, прошу заметить, безукоризненно вежливо. Теодор Рузвельт при всех его недостатках, не последнее место среди которых занимала русофобия, был 100%-ным джентльменом. Ему бы и в голову не пришло практиковать то, что можно назвать «дипломатией хамства».
А вот в глазах многих украинских и польских слуг народа такой тип дипломатии — это самый настоящий идеал. Вернёмся, например, к фигуре того же Андрея Мельника. Недавно в духе худших традиций склок на коммунальной кухне (ой, простите — в духе лучших традиций украинской дипломатии) он жёстко отчитал своего сменщика на посту посла Украины в ФРГ Алексея Макеева. Цитирую интервью Мельника немецкому порталу RND: «Растоптав всё, что его предшественник создал потом и кровью, господин Макеев бросил перчатку вражды мне в лицо». Не знаю, что именно там в Берлине Андрей Мельник «создал потом и кровью». И Мельник, и его сменщик Макеев — это функционеры режима, который является непримиримым оппонентом России. Поэтому я, естественно, не могу сочувствовать никому из участников этой «дипломатической дуэли».
Сочувствовать не могу, а вот констатировать могу: всё это глубоко неприлично.
Дипломаты — это тоже люди. Они могут ссориться, не любить друг друга, интриговать против друг друга, подставлять друг другу подножки (в фигуральном смысле, разумеется). Неписаные законы дипломатии ничего из этого списка не запрещают, но с одним условием: все эти художества не должны делаться открыто. Ну не может дипломат прямо ругать другого дипломата своей страны в интервью иностранному СМИ. Творить что-то подобное — то же самое, что постоянно посещать общественные туалеты и столь же постоянно забывать закрывать за собой двери кабинки во время пребывания в этих самых сортирах.
Простите меня за это сравнение. Но оно, на мой взгляд, имеет полное право на существование. То, что вытворяют украинские и польские «дипломаты», необходимо называть своими именами. Устраивать налёт на школу российского посольства, как это недавно произошло в Варшаве, — это не дипломатия. Это даже не политика. Это открытое надругательство над всеми принятыми нормами. Но у варшавских политиков своя собственная «гордость». В политических кругах Варшавы, как известно, лелеют мечту о новой польско-украинской унии. И в каком-то смысле эта уния уже состоялась. В каком именно смысле? В смысле, например, одинаковой ментальности «дипломатов» из Киева и «дипломатов» из Варшавы. Плачь, плачь и снова плачь, Андрей Мельник! Хамить в польской столице умеют гораздо лучше, чем в украинской. Да-да, словосочетание «хамить лучше» — это насилие над здравым смыслом. Подозреваю, однако, что в «дипломатическом бомонде» Киева и Варшавы может бытовать другое мнение на этот счёт.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас