Последняя «варшавская» мелодия
На этой генеральской «тусовке» не играли гимнов, и уж тем более – «Полонеза Огинского». 1 июля 1991 г. отнюдь не в Варшаве, где всё начиналось, а в Праге был подписан Протокол «О прекращении действия Варшавского Договора».
Он вступил в силу существенно позже – с 18 февраля 1993 года, по завершении вывода советских войск из стран-участниц бывшего Варшавского договора. Выводились, повторим, войска СССР, которого к тому моменту уже не существовало.
Этот документ был завершающим этапом ликвидации советского или просто восточноевропейского блока. К тому времени «просоветский» социализм был весьма аккуратно, и казалось – безболезненно упразднён уже по всей Восточной Европе, да и сам СССР балансировал на грани окончательного распада.
Последние конвульсии ГКЧП буквально месяц спустя, придавшие процессу то ли трагизма, то ли трагикомизма, напрочь затмили то, что было проделано с военным блоком. По крайней мере у нас в стране. В странах народной демократии о военном партнёрстве помнили, кажется, только военные.
Небезызвестная экономическая, внешнеполитическая и идеологическая линия КПСС второй половины 80-х годов не могла не привести к столь быстрому «саморазгрому» всего этого блока.
Говорит Москва... Но не слышит
Нельзя забывать, что решение о роспуске Варшавского Договора было объявлено в совместном заявлении руководства СССР и других стран-участниц в Будапеште ещё 25 февраля 1991 года. Но что характерно: уже весной 1991-го начались пока ещё неофициальные консультации НАТО с Польшей, Чехословакией, Румынией и Болгарией о вступлении этих стран в североатлантический военный блок.
Несмотря, напомним, на многочисленные обещания западных держав о том, что расширения НАТО за счёт стран распускаемого Варшавского Договора не будет. Но тогдашние руководства СССР и России никак не реагировали на упомянутые консультации. И, похоже, не реагировали на это не потому, что об этом в Москве просто не знали...
Не слишком активные предложения в сторону НАТО самораспуститься в ответ, так как противостоять больше некому, почти никто не услышал. Хотя они были, причём даже из Пекина и Дели. В самом НАТО вовсе не думали «самораспускаться».
При этом западные СМИ, как и восточноевропейские того периода, чуть ли не в унисон вещали, точнее – «уведомляли» Москву, что НАТОвскими наверняка станут вскоре не только экс-участники бывшего Варшавского договора, но также страны постсоветской Прибалтики, бывшей Югославии и Албания.
Именно так всё и случилось – хотя и не сразу, а лишь к началу 2010-х годов – пока исключая Сербию. Все остальные составные части бывшей Югославии, вплоть до Черногории, традиционно пророссийской, де-факто уже в составе североатлантического альянса.
Что ж – процесс продолжается: как известно, в повестке дня НАТО – уже приём в этот блок Украины с Грузией...
Вспомним не всё
Между тем Варшавский Договор начал, что называется, трещать по швам ещё в 1968 году: в середине сентября того года вышла из блока сталинская (до 1990-го включительно) Албания, официально осудив, точнее – заклеймив ввод или вступление «оккупационных войск советских ревизионистов и их марионеток в Чехословакию» (август 1968 г.).
И ещё в 1962 году Варшавский Договор лишился своей крупнейшей в тот период средиземноморской военно-морской базы – в южно-албанской Влёре. А до этого Бухарест — при поддержке со стороны Пекина, Белграда и Тираны — смог заставить Москву вывести в 1958-1959 гг. советские войска из Румынии.
В этой связи характерно пророчество Энвера Ходжи, главы Албании в 1947-1985 гг., высказанное вскоре после чехословацких событий 1968 года:
Такая политика ослабит СССР и его позиции за рубежом, разрушит остатки социализма в просоветских странах региона, приведет их к стремлению избавиться от реальной или потенциальной советской оккупации. Чем быстро воспользуется западный империализм.»
А ведь так и случилось
Напомним также, что в том же 1968 году едва не вышла из Варшавского договора чаушесковская Румыния, официально осудившая «братскую» интервенцию в Чехословакии. А сам Николае Чаушеску высказывал прогнозы, схожие с высказанными «Албанским Сталиным». И с тех пор Румыния фактически не участвовала в военных учениях Варшавского договора.
Но всё более активные политико-экономические отношения тогдашней Румынии с КНР, Албанией (тем более с «прокитайской» в 60-х - середине 70-х годов), как и с Югославией и Западом, не позволяли советскому руководству «обойтись» с Румынией так же, как с Чехословакией в 1968-м. По крайней мере – до конца декабря 1989 года...
Напомним также, что все восточно-европейские страны Варшавского Договора отказались в 1969 г., вопреки просьбам Кремля, направить свои «символические» контингенты на советско-китайскую границу; в 1979-м – коллективно поддержать вступление советских войск в Афганистан.
Наконец, в 1980 году те же страны настояли на военно-политическом невмешательстве Варшавского Договора в известные события в Польше. Так что ослабление и последующий распад Варшавского Договора – процесс вовсе не одного десятилетия.
Словом, вполне можно согласиться не только с Э. Ходжей и Н. Чаушеску, но и с авторами из BBC от 13 мая 2015 года:
Многие подчёркивают в этом ключевую роль встречи М. Горбачёва и Джорджа Буша-старшего на Мальте 2-3 декабря 1989 года. По имеющимся данным, советский лидер дал на Мальте обещание не препятствовать переменам в Восточной Европе военной силой. Но в Польше, ГДР, Венгрии и Болгарии режимы к тому времени уже сменились.
И, как только «большой брат» перестал грозить танками, бывшие союзники бросились в одном направлении: на Запад.»
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!