В течение нескольких последних лет российская авиационная промышленность занималась восстановлением производства стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160. Последние события показывают, что эта задача была успешно решена. Доказательством этого теперь является первый самолет новой постройки, который сейчас готовят к испытаниям. За ним в ближайшем будущем последует следующий бомбардировщик.
От планов к серии
Первые заявления о необходимости восстановления производства Ту-160 прозвучали в 2015 г. Тогда говорилось о необходимости и возможности строительства полусотни новых самолетов в современной модификации Ту-160М/М2. Первые машины новой серии могли бы поступить на службу в первой половине двадцатых годов.В том же году начался процесс восстановления и модернизации необходимых производственных мощностей, отработки технологий и т.д. Основная масса таких работ выполняется на Казанском авиазаводе им. С.П. Горбунова; также к программе привлечено большое количество других предприятий-поставщиков агрегатов и компонентов. В частности, с 2016 г. ПАО «Кузнецов» занималось возобновлением производства двигателей НК-32.Все эти мероприятия завершились успехом. Уже в середине 2017 г. было объявлено о восстановлении ключевых компетенций, что позволяло приступать к строительству самолетов. Тогда сообщалось, что производство новой серии ракетоносцев удастся начать уже в 2021 г.
В дальнейшем на восстановленных мощностях были заложены первые самолеты новой серии. Один из них достроили в этом году, и сейчас он готовится к испытаниям. Кроме того, продолжается работа на следующем заказе. Как скоро состоится выкатка этого борта, неизвестно, однако сам факт его строительства имеет большое значение.На протяжении нескольких последних недель СМИ и официальные лица неоднократно рассказывали о текущем состоянии головного Ту-160М новой постройки и о планах по проведению испытаний. Сообщается, что самолет готовится к наземным и летным испытаниям. Также упоминаются возможные даты первого полета. При этом часть таких новостей, как теперь ясно, не соответствовала действительности.23 ноября казанское издание «Бизнес Online» сообщило, что работы на новом бомбардировщике идут «день и ночь». От неназванных источников оно узнало предполагаемую дату первого полета. Так, самолет должен подняться в воздух 18 декабря – в день 40-летия начала летных испытаний самого первого опытного Ту-160. На уровне слухов сообщалось о возможности присутствия на этом мероприятии высших лиц.29 ноября новую информацию опубликовало агентство ТАСС. По данным его источника, первый Ту-160М уже «стоит в ангаре готовый, заправленный». До конца года планируется провести первую пробежку по заводской взлетно-посадочной полосе. Первый полет в планах на ближайшее будущее отсутствует. Также источник указал, что на эти мероприятия собираются пригласить высшее руководство, и потому точные даты их проведения еще не определены.
Выход на испытания
Вскоре информация от ТАСС получила подтверждение. 9 декабря вице-премьер Юрий Борисов посетил предприятие «ОДК–Пермские моторы», где, среди прочего, обсудили программу производства бомбардировщиков. По словам вице-премьера, первый полет нового Ту-160М состоится только в начале следующего года. Более важной задачей на данный момент он назвал пробежку с двигателями НК-32 новой серии.Таким образом, общая ситуация вокруг нового самолета в целом понятна, хотя точные сроки и даты еще не раскрыты. Бомбардировщик уже построен и проходит последние мероприятия перед началом испытаний. В ближайшее время его опробуют на земле, и этот этап проверок может начаться уже в ближайшие дни. Полноценные летные испытания, в свою очередь, стартуют в будущем году. При этом информация о первом полете в середине декабря, как теперь ясно, не соответствовала действительности.
Следующий этап
Весьма вероятно, что первые наземные проверки первого Ту-160М новой серии ведутся прямо сейчас. После их проведения и исправления выявленных недочетов начнутся пробежки, а затем самолет перейдет на полноценные летные испытания. В рамках этих мероприятий он покажет летно-технические и боевые характеристики, а также продемонстрирует работу всех узлов и агрегатов.Как долго будут продолжаться испытания и доводка нового бомбардировщика, неизвестно. Можно предполагать, что они займут немало времени. Продолжительность испытаний будет определяться необходимостью проверки и отработки целого ряда компонентов нового производства. Нужно испытать собранный заново с нуля планер, силовую установку новой серии, современное радиоэлектронное оборудование и т.д.
В связи с этим работы по первому Ту-160М могут растянуться на несколько месяцев или даже лет. Впрочем, и в этом случае готовый самолет, прошедший все проверки и подтвердивший расчетные характеристики, сможет попасть в войска в течение первой половины десятилетия – как говорилось ранее.Очевидно, что отработка конструкции первого самолета серии повлияет на сборку следующих бортов. Соответственно, их испытания будут занимать меньше времени, что позволит получить максимально возможные темпы строительства и поставки техники.
Новое и обновленное
В нынешнем виде Ту-160М имеет ряд важных особенностей, благодаря которым сможет показывать повышенные технические и боевые характеристики. Прирост характеристик и общей эффективности, как сообщается, будет обеспечен за счет модернизированных и полностью новых компонентов.Планер, общесамолетные системы, двигатели и другие изделия нового производства отличаются новизной и имеют полный ресурс, что позволит эксплуатировать технику в течение длительного времени. Кроме того, двигатели НК-32, компоненты для них и другие изделия вновь производятся серийно, за счет чего упростится обслуживание и ремонты бомбардировщиков.Сообщалось о кардинальном обновлении комплекса БРЭО, однако точные сведения на этот счет пока отсутствуют. Предполагается применение новых средств навигации, связи и управления. Это улучшит оперативные возможности техники и обеспечит ее интеграцию в нынешние и будущие контуры управления войсками. Кроме того, благодаря новой аппаратуре Ту-160М получит совместимость с существующими и перспективными образцами вооружения, в т.ч. стратегического.
Как и самолеты первой серии, новый Ту-160М сможет нести и применять крылатые ракеты Х-55/555, а также более новые Х-101/102 с ядерным и обычным оснащением. Также в номенклатуре боеприпасов сохранятся свободнопадающие и управляемые авиабомбы. По всей видимости, в будущем серийные бомбардировщики смогут получить оружие перспективных типов, пока находящихся на стадии разработки. Старые, новые и будущие ракеты и бомбы обеспечат решение широкого круга боевых задач, в основном стратегического характера.Новая программа строительства ракетоносцев интересна не только своими техническими особенностями. Обращают на себя внимание и количественные планы. В средней и дальней перспективе будет построено до 50 самолетов. Сначала они будут дополнять наличные бомбардировщики, потом станут основой группировки, а в будущем полностью заменят устаревшую технику первой серии.За счет этого будет создана крупная и эффективная ударная группировка, способная нести службу в течение нескольких следующих десятилетий. Весьма вероятно, что новый Ту-160М, сейчас готовящийся к испытаниям, будет эксплуатироваться до 2050 г. или дольше. Следующие машины, соответственно, завершат службу еще позже. При этом регулярный ремонт и модернизация позволят поддерживать характеристики и потенциал самолетов на современном уровне.
На пороге будущего
Таким образом, прямо сейчас на Казанском авиазаводе не только ведется подготовка к испытаниям нового самолета, но и закладывается основа для развития нашей стратегической авиации на несколько десятилетий вперед. Очевидно, что на специалистов авиационной промышленности возлагается особая ответственность, и им не следует спешить с выполнением требуемых работ, если это может повредить качеству.Впрочем, подготовка и предварительные испытания не должны занять много времени. Как обещает руководство промышленности и страны, в ближайшие недели или даже дни состоится первая пробежка нового Ту-160М, а затем можно ожидать полноценный полет. Его планируют на начало следующего года – и эти планы, вероятно, будут выполнены.
А почему они состоялись? Правительственного квартала уже давно не должно быть и упырь кукуевский должен под себя ходить от страха