Сложилась очень своеобразная, я бы сказал – двоякая ситуация. С одной стороны, патрульный корабль проекта 22160 «Сергей Котов» вышел в море для испытаний – это при нашем положении с кораблями, очень даже радостное событие. Тем более, что «Сергей Котов» - это четвертый корабль в серии, который пополняет собой ряды Черноморского флота России.В составе Черноморского флота уже действуют три собрата по проекту: «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин».
«Сергей Котов» до конца года будет проходить плановые испытания, после чего корабль официально встанет в строй Черноморского флота.Это хорошо? Отчасти. Плохое в этой новости то, что «Сергей Котов», как бы это помягче сказать… неполноценный корабль.Нет, как просто патрульный корабль, в задачи которого входит обычное патрулирование водного района, корабль проекта 22160 вполне хорош. Особенно те корабли, которые с отечественными Коломенскими дизелями. Может, не так быстро, как под немецкими MTU, зато надежно и ремонтоспособно. В общем и целом, патрулирование территориальных вод, 200-мильной экономической зоны, как в открытых, так и закрытых морях. Пресечение деятельности пиратов и контрабандистов, конвоирование кораблей и судов в случае необходимости, охрана военно-морских баз и водных районов, разведывательная деятельность. Это в мирное время.В военное время ценность корветов резко падает. Изначальный комплект вооружения на кораблях более чем скромен. Одна 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА (б/к 304 выстрела) и два пулемета 14,5-мм в установках МТПУ «Жало». Плюс там еще гранатометы и пулеметы 12,7-мм.Ракетное вооружение корвета состоит из восьми ПЗРК «Игла-С» или «Верба». То есть – чуть больше, чем ничего. В принципе, с помощью ствольной артиллерии и ПЗРК корвет сможет оказаться опасным противником для пары вертолетов. Но не более того. Для того, чтобы стать более серьезным кораблем, нужно более серьезное вооружение. А его нет.Есть позитивный момент: на кораблях установлена радиолокационная система «Позитив-МК», о которой можно сказать только то, что это весьма прогрессивная система с большими возможностями. Да и дальность работы до 300 км как бы намекает на то, что корабли с «Позитив-МК» достойны большего в плане вооружения.Но если говорить о чем-то более серьезном, нежели перемалывания винтами соленой воды – здесь корветы пока не очень серьезно смотрятся. Да, в проекте корабли указаны, как первые в России модульные корабли. То есть, в принципе, корветы проекта 22160 могут быть дооборудованы каким угодно в теории вооружением, которое будет размещено в контейнерных установках.
Именно за счет модулей планировалось оснащать корабли различными ударными системами. Ударное ракетное, противолодочное, системы ПВО и так далее. Фантазировать можно до бесконечности.Однако все не так просто, как хотелось бы. На кораблях должна была быть установлена боевая информационно-управляющая система, которая была бы способна осуществлять управление всеми модульными системами, которые устанавливались бы на корабль. Согласитесь, все-таки управление тактическими крылатыми ракетами и противодействие подводным лодкам требуют различного оборудования и различных способов обработки информации.И одновременно с БИУС должны были быть разработаны модули. И тогда картина была бы просто великолепная: корабль обладает прекрасной оперирующей системой, модулями, которые можно менять в зависимости от требований момента, а система прекрасно будет управлять модулями при любом раскладе.Все хорошо, кроме исполнения.Впрочем, тут стоит посмотреть на родоначальников. На американцев. Именно в США были разработаны первые проекты таких кораблей, и именно в США наши (и не только наши, чего греха таить) адмиралы были очарованы концепцией модульных кораблей.В США были разработаны сразу две линейки модульных кораблей прибрежной зоны, «Фридом» и «Индепенденс». Корабли Littoral combat ship (LCS) – это интересная разработка, но, увы, не лишенная недостатков, главным из которых стали проблемы с двигательными установками.
Однако, существовали еще две проблемы, которые американцы не смогли решить и в итоге отказались от постройки литоральных кораблей в больших количествах. Действительно, стоимость в 500 миллионов долларов БЕЗ модулей – это перебор. А модули в США… тоже не доделали. Произвели довооружение кораблей, чтобы они могли хотя бы отбиться от самолета в ближнем бою, и на этом все. Не зря в американском флоте Littoral combat ship озвучивают как Little Crappy Ship – «маленький дрянной кораблишко».Тут стоит отметить, что наши корветы проекта 22160 очень выгодно отличаются от американских литоральных кораблей именно в плане мореходности. В целом, если у корветов и есть достоинства, то это как раз хорошая мореходность, приличная скорость и более чем достаточная дальность плавания. 25 узлов полного хода и 6000 миль при 16 узлах – это, конечно, не то что у американских кораблей, зато эти цифры наши корветы развивают и достигают без фатальных поломок, как у американских литоралов. Так что российские модульные корветы пока являются вполне приличными патрульными кораблями прибрежной зоны. Боевые возможности с имеющимся на борту вооружением, конечно, минимальные. Антитеррористические операции и действия против контрабандистов и не более того.
Стоит вспомнить, что проект 22160 начали разрабатывать в начале двухтысячных годов, когда с американскими литоралами все было еще не так понятно. Они только строились, и тогда было еще рано делать выводы о том, насколько удачными получились корабли и будут ли экономически оправданными модульные устремления.Сперва с модулями все казалось очень интересно. Действительно, смотрелось очень прогрессивно: пусковые установки ракет, гидроакустическое оборудование, помещения для штаба эскадры, госпиталь – корабль мог приобрести любую конфигурацию в зависимости от требований момента.Возникал только момент, при котором для каждого корабля необходимо было иметь несколько экипажей, под каждый набор модулей.Многие страны пошли по этому пути. Американцы, естественно, стали первыми, и тут выяснилось, что все не так прекрасно, как хотелось бы в плане модульности. Оказалось, что корабли плюс модули стоят намного дороже, чем просто нормальные корабли. Плюс смена модулей, которая некоторым представлялась чем-то типа смены сим-карт, оказалась несколько более долгим процессом, чем заявленные в проекте 48 часов. Выяснилось, что смена модуля на «Фридоме» может занять до месяца. Это не просто вынуть один контейнер и вставить на его место другой. Переподключение коммуникаций, юстировка и настройка оборудования, - все это может потребовать в разы больше времени. Итогом стало признание американцев в 2016 году, что все литоралы будут достраиваться в разных конфигурациях, без оглядки на модульность. Все запланированные двадцать четыре корабля, включая и те, которые только будут построены, распределят по шести дивизионам. По три дивизиона для класса «Индепенденс» и столько же класса «Фридом». Каждый дивизион будет оснащён своими типами модулей – противоминным, противолодочным и модулем борьбы с катерами и лодками. Корабли в составе дивизионов будут отрабатывать исключительно свои задачи, под которые они ориентированы. Сменных экипажей не будет.Так умерла модульная программа в США. А что в России?В России все примерно в том же объеме. Модульные корабли есть, а модулей нет. Точнее, есть парочка выставочных образцов, которые демонстрируются на различных выставках.Однако и у нас выяснилось, что построить полноценный корабль значительно дешевле, чем модульный и модули к нему. Но главное – это неизбежно возрастающие не только финансовые затраты, но и человеческий фактор. Модули надо будет обслуживать, для этого нужны будут команды специалистов, что также повлечет за собой дополнительные траты.Но, стоит сказать, что адекватных решений пока не нашли ни в одной стране. Бытует мнение, что все-таки проще построить корабли и оснастить их, а потом закупить для них дополнительное оборудование.Получилась очень своеобразная ситуация: корабли есть, а дополнительного оборудования в виде модулей для них нет, и как становится понятно, не предвидится.Понятно, что все это у нас вышло не от хорошей жизни. Надо было хоть чем-то компенсировать отсутствие новых кораблей в составе флотов. Тем более американская идея давала надежду на появление универсальных и недорогих кораблей.В итоге у нас четыре корабля, которые представляют собой патрульные корабли без шансов стать универсальными корветами. А всего их будет шесть. Шесть кораблей с приличным для такого класса водоизмещением, позволяющим разместить более серьезное вооружение, чем исходное.И с отечественными силовыми установками, что тоже весьма неплохо. Ведь только первый корабль серии был изготовлен с немецкими дизелями, остальные есть и будут с российскими. Это весьма положительный момент.Получается, что новые корабли по-хорошему сразу после испытаний надо отправлять на заводы и там довооружать. Возможно, это не лучший вариант развития событий, но может оказаться так, что единственный.Если посмотреть на то, какое водоизмещение у кораблей проекта 22160 (1800 тонн полное) против, скажем, малых противолодочных кораблей типа 1124М «Альбатрос» (1080 тонн полное) и сравнить количество вооружения на кораблях, то явно, «Альбатросы» вооружены сильнее.То есть, у кораблей проекта 22160 есть куда и за счет чего устанавливать ракеты, гидроакустические станции и прочие полезные вещи. Необходимо просто доработать корабли и на выходе получить, пусть и затратив время и деньги, вполне приличные корветы, способные оперировать вдали от берегов.Это лучше, чем держаться за эту модульную идею, которая не сыграла даже в более развитых в судостроительном отношении странах.Нам вообще очень нужны новые корабли на море. Способные выполнять самые разные боевые задачи. И наличие новых кораблей с водоизмещением как у корвета, но с вооружением противодиверсионного катера – этого мы себе позволить просто не можем.