Настроения официальных властей Сербии находятся в постоянном дрейфовании в сторону Запада. Хотя подавляющее большинство общества балканской страны более, чем лояльно к России и русским, русофобы встречаются даже здесь.
О настроениях в сербском обществе в разговоре с журналистами EADaily рассказал профессор международного права юридического факультета Университета в Косовской Митровице Деян Мирович, он известен книгой «Русофобия в Сербии с 1878 по 2017 год».
Экспертное мнение отмечает агрессивную политику Запада, который пытается вбросами о «российском диктате и вмешательстве» отбить в сербском народе приверженность к России и кровным узам с русским народом. Причём разбивший на голову Югославию западный мир вбивает в головы жителям стран региона, что Москва пытается руководить суверенными осколками. К большому сожалению, успех такая практика тоже имеет.
В МИД России 18 декабря нынешнего года обратили внимание на высказывания отставного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Уэсли Кларка в американских СМИ. Заокеанский «ястреб» пытался убедить всех, что Россия действует на Балканах в собственных интересах, «подкупая местных политиков». Сербский профессор вспомнил высказывание великого русского классика Фёдора Достоевского из «Дневника писателя», отмечавшего великую веру сербского народа в Россию, на которую он смотрит, как на солнце. Чего классик не мог сказать о властях сербских, называвших Империю причиной всех своих бедствий, а другом считавших Запад во главе с Англией.
Мирович отметил, что подобный подход сохранился и полтора века спустя. Если проследить историческую прогрессию Сербии, то негативное отношение к России сохранялось среди элиты балканского государства, как бы оно ни называлось: и в Королевстве Сербия, и в Королевстве Югославия, и в коммунистической Югославии – везде было предвзятое мнение о намеренности и вреде для суверенитета сербского. «Всё это время сербский народ неизменно любит Россию, хотя недостаточно о ней знает», – цитирует издание слова Мировича.
Профессор уверен, что зарождение русофобского отношения властей сербских произошло много времени назад – времена Милана Обреновича, короля Сербии, связаны со стремлением под крыло Австро-Венгрии. Монарх писал в те времена послу соседней империи, барону Хенгельмилеру, по поводу того, что власть западных властителей «над балканскими славянами» можно установить лишь в том случае, если уничтожить всяческую веру в помощь России и её родственность. Уже тогда сербские власти просили западных «советчиков» не допускать какого-либо влияния Российской Империи на Балканах.
Тайная конвенция того же Милана Обреновича от 1881 года с Австро-Венгрией затачивалась на критическое противостояние с Россией, которое подразумевало как политическую и экономическую борьбу, так и сбор военных сил для Австро-Венгрии, если бы западная империя вознамерилась воевать со славянской империей.
После геополитического перелома Октябрьской социалистической революции 1917 года, русофобы Сербии замаскировалась под, как высказался эксперт, «советофобию». Об этом свидетельствует тот, на первый взгляд, совершенно нелогичный факт – Королевство Югославия самым последним в Европе признало суверенитет Советской России, пропустив вперёд таких антироссийских сатрапов, признавших Советы, как Англия, Франция, США и даже Албания.
«С другой стороны, единственный лагерь для русофилов в современной Европе находился в Югославии, Иосипа Броз Тито, на острове Голый Оток», – отмечает парадоксальность профессор.
Мирович, после перечисления подобной закономерности политической элиты Сербии, подчеркнул, что все время противостояния политической элиты в адрес Москвы, Санкт-Петербурга и снова Москвы, народ испытывал благоволение к прорусским и пророссийским движениям, а далее партиям, за которые охотно отдавал голоса на выборах. В качестве иллюстрации автор назвал поддержку Народной радикальной партии Николы Пашича, самой крупной исторической партии Сербии, а также Королевства сербов, хорватов и словенцев и Королевства Югославии, которая была основана в 1881 году.
Именно в связи с исторически сложившимися тенденциями можно смело говорить, что элита нынешней Сербии пристально смотрит на Запад, игнорируя его разрушительную роль для Югославии в прошлом, а народ, как и прежде, смотрит в сторону России. В связи с такой сцепкой властей и Запада можно отметить коррупционную зависимость от европейских и американских кураторов.
Народ напоминает властям Сербии регулярно, что «не Россия нас бомбила, не Россия требовала, чтобы СБ ООН провозгласил сербов „геноцидным народом“, не Россия поддерживает независимость Косово».
Общество сербов полно здравого смысла и понимания, что близость культурная, религиозная, историческая между сербами и русскими в веках никуда не девается. Причем власти Белграда находятся намного ближе к Западу и его влиянию, чем российские, но навязать миллионам сербов антирусскую идеологию сложно – народ Балкан, за редким исключением, расположен к русским и общеславянское единство понимает.
Заключил свой разбор современной ситуации на Балканах в целом и Сербии в частности Мирович ссылкой на высказывание одного из величайших сербских писателей XX века, Милоша Црнянски, сказавшего в своё время, что Россия сербам нужна попеременно, лишь когда есть опасность со стороны соседей, но в спокойное время есть тяга к Западу и она усиливается.
Стоит ли колебаться на острие современности, когда атлантисты вновь развивают маховик антироссийского запала, а крайними хотят сделать сербов? А то ведь историческая прогрессия славянского братства может прерваться под напористым стуком ЕС и НАТО.