Односторонние «Минские»
Среди сетевых патриотов популярно мнение о том, что ВСУ безнаказанно расстреливает ополченцев, а командование НМ ЛДНР отправляет в тюрьмы тех, кто даёт ответ противнику.
Подобное мнение появилось ещё в 2016, когда активная фаза боевых действий окончилась, и недавних ополченцев, ещё помнящих, как переваривали украинских военных в котлах, командование принуждало удерживаться от реакции на постоянные обстрелы. Политикам нужна была демонстрация выполнения Минских соглашений (пусть даже в одностороннем порядке), поэтому любая активность Народной Милиции требовала согласования с командованием, а за «самодеятельность» можно было серьёзно пострадать.
Разумеется, на местах это зачастую перерастало в изрядную глупость. Так, сослуживца автора пытались привлечь к ответственности после того, как он наткнулся в собственном окопе на украинскую ДРГ и, успев среагировать первым, положил украинцев на месте. К счастью, бойца удалось отстоять, и он спокойно вернулся к несению службы.
На фоне вполне реальных событий, как водится, вскоре появилась сетевая мифология, порождённая пытливыми умами людей, живущих в комфорте социальных сетей и знающих о ситуации на линии разграничения лишь понаслышке.
В итоге пламенные патриоты уже к 2017 году постановили: ВСУ планомерно убивает безответных защитников Донбасса, которых специально отправляет на передовую умирать преступное командование и лично Путин.
Формула оказалась весьма живучей, так как частично опиралась на реально существующий запрет на ответный огонь из тяжёлого вооружения. К тому же приятно стимулировала фантазию тщетно ожидающих «слива» ЛДНР диванных патриотов.
Отчёт о потерях
Безусловно, статистика, которую публикуют обе стороны конфликта, не выдерживает никакой критики.
Так, в начале этого года украинский генштаб бодро отрапортовал:
Понятно, что доверия к этим цифрам (превосходящим даже кровожадные фантазии Стрелкова-Гиркина) нет никакого.
В то же время справедливости ради стоит отметить, что в ЛДНР оперируют не менее крупными цифрами. Так, ещё 1 июля 2020 года Управление Народной милиции ДНР заявляло, что за первое полугодие потери противника составили 216 военнослужащих ВСУ безвозвратно и 602 раненными.
Значительно более достоверным выглядит недавний отчёт украинского генштаба о потерях, согласно которому, в 2020 ВСУ потеряло в бою 50 человек, а небоевые потери составили 79 человек; ранения получили 339 военнослужащих.
Понятно, что цифры изрядно занижены. Что и не удивительно. В Киеве до сих пор утверждают, что общие потери ВСУ на Донбассе составляют всего 2 665 человек. Хотя эта цифра соответствует, скорее, потерям в Изваринском котле (точной цифры не может знать никто – когда украинская сторона отказывалась забирать своих 200-х, их приходилось без счёту хоронить в братских могилах и «копанках»).
Впрочем, в данный момент важнее не точная цифра (которую всё равно невозможно выяснить), а сам факт – Украина признала, что потеряла за год в бою полста человек. А значит, не такая уж Народная Милиция беззубая и безответная.
Всё сложно
Всё, как говорится, не так однозначно – несмотря на действующий запрет открывать огонь по ВСУ из тяжёлого вооружения, а также на все перекосы на местах (мало ли дуроломов среди командиров всех уровней?), Народная Милиция ЛДНР регулярно «радует» противника, подавляя огневую активность, уничтожая ДРГ и пресекая попытки закрепиться в серой зоне.
Разумеется, при этом уничтожает противника и несёт потери сама. Причём на местах бойцы нередко пытаются «угостить» ВСУ сверх согласованной нормы или же в порядке личной инициативы. Да, «ответку» дают далеко не в том объёме, как хотелось бы – по-хорошему давно стоило бы научить Киев буквальному выполнению пункта договорённостей о прекращении огня.
Однако же и того кошмара, который живописуют стервятники в социальных сетях, нет, не было и не будет.
Стоит признать, что в распространении вредоносных и панических слухов во многом виновато командование, которое порой устраивало показательные порки командирам, «осмелившимся» ответить ударом на удар, а в публичных заявлениях и вовсе только в последние месяцы стало упоминать о том, что на провокации ВСУ следует ответная реакция.
До этого все заявления звучали как монолог жертвы изнасилования, что губительно сказывалось на количестве желающих вступить в НМ ЛДНР и на боевом духе личного состава.
Впрочем, спикерам командования можно попытаться извинить их огрехи в связи с неопытностью.
Но тем, кто осознанно распространяет паникёрскую бредятину – нет прощения.