В ноябре 2022 года численность населения Земли, согласно прогнозам ООН, достигнет 8 миллиардов человек. Однако в целом темпы роста численности населения Земли снижаются, поскольку рождаемость падает в большинстве стран мира. На первом месте по количеству жителей скоро окажется Индия, а не Китай. Уже в 2023 году Индия обгонит северного соседа. А по другим данным, это уже произошло. В отличие от КНР, в Индии никогда не контролировалась рождаемость, никаких искусственных ограничений демографического роста там не вводилось.Конечно, много людей, как основного ресурса экономики, это хорошо, но это и дополнительные вызовы. На первом месте – вопрос о достаточности продовольственных, водных, энергетических ресурсов для того, чтобы обеспечить растущее население Земли. Сейчас рост численности населения Земли обеспечивается, в первую очередь, за счет Южной Азии и Африки. Население Африки продолжает расти, тогда как остальные континенты уже прошли стадию демографического перехода, за исключением своих отдельных регионов.
В целом население Земли стареет. В ряде регионов планеты старение населения уже становится серьезной проблемой. На первом месте – Европа, а также Япония. Невысокая рождаемость и длительная продолжительность жизни приводят к тому, что немолодых и пожилых людей становится всё больше, детей и молодёжи - всё меньше. Свою роль играет и образ жизни европейцев и японцев: семьи создаются во всё более позднем возрасте или не создаются вообще, множество людей отказывается от стратегии деторождения и проживают свою жизнь без детей. Такой образ жизни подхлестывается пропагандой нетрадиционных отношений, чайлдфри (осознанной бездетности), эгоизма и индивидуализма. На этом фоне полной противоположностью выглядит ситуация в таких странах как Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Нигерия, Танзания, Индия, Пакистан, Филиппины, Египет – именно в этих государствах, по прогнозам ООН, родится больше всего детей в ближайшие десятилетия. Но обеспечить благосостояние растущего населения странам Азии и Африки не всегда под силу, поэтому сохранится высокая миграция, возможно она даже возрастет по сравнению с текущей ситуацией, особенно по направлению из Тропической Африки в Европу. Снижение рождаемости и старение населения приведут к тому, что вырастет средний возраст жителей планеты. Будет появляться все больше и больше нетрудоспособных пожилых людей, которых, однако, надо будет кормить, лечить и обслуживать. По прогнозам ООН, к 2050 году численность лиц старше 65 лет вырастет до 16% от общей численности населения Земли. Многие страны мира уже сейчас вынуждены пересматривать пенсионную политику, так как содержать растущее количество пенсионеров становится всё сложнее. С другой стороны, увеличение продолжительности жизни влечет за собой и изменения в жизненном цикле: увеличивается продолжительность детства, люди позже достигают социальной зрелости, но сохраняют возможность трудовой деятельности также до более поздних лет. Социологи считают, что увеличение продолжительности жизни человека неизбежно повлечет за собой и рост продолжительности его трудовой активности. Автоматизация производства, появление большого количества интернет-профессий сделают возможным труд людей до более преклонных лет. Но это потребует соответствующих усилий от государств мира в плане социальной поддержки населения. Например, людей, которые всю жизнь трудились физически, но к пожилому возрасту потеряли такую способность, либо их труд стал менее продуктивным, надо будет организованно переучивать на такие профессии, которые не потребуют существенных затрат физической силы.
В то же время, в ряде стран, испытывающих очевидные демографические проблемы, необходимо добиваться роста рождаемости. Не является исключением и Россия. Стратегия на увеличение количества российских граждан посредством привлечения мигрантов, особенно из стран Средней Азии, является заведомо проигрышной. Во-первых, привлечение большого количества мигрантов, сильно отличающихся в социокультурном плане, не желающих ассимилироваться, формирующих диаспоры, чревато скорее социальными и политическими проблемами, чем позитивными результатами. Во-вторых, привлечение мигрантов создает лишь иллюзию роста численности населения, а по факту коренные народы страны (за исключением нескольких регионов) не увеличивают свою численность. В-третьих, мигранты из Средней Азии также являют собой конечный ресурс: в среднеазиатских республиках рождаемость тоже снижается, пусть и менее активными темпами, и выступать в роли бесконечного поставщика трудовых ресурсов для России они в обозримом будущем уже не смогут. Соответственно, Россия нуждается в такой демографической политике государства, которая бы стимулировала и поддерживала высокий уровень рождаемости в стране. Добиться этого результата можно, увеличивая экономическую поддержку семей с детьми, молодых семей. Как бы не рассуждали критики пособий и дотаций, что рождение ребенка – дело лишь его родителей, а не государства, в сложившейся ситуации это именно что государственное дело. Иначе государства просто не будет. Поэтому государству следует вывести рождаемость на принципиально иной уровень, обеспечив эту политику финансовой поддержкой. Например, родители 3-х и большего количества детей должны получать такую финансовую поддержку, которая была бы достаточной для поддержания прежнего (до рождения третьего ребенка) уровня жизни семьи. Сейчас ситуация такова, что чем больше детей в семье, тем семья беднее, и жить ей сложнее. Эту ситуацию государству следует переломить, сделать так, чтобы благосостояние семьи если не росло с каждым новым ребенком, то, по крайней мере, не снижалось столь ощутимо.