Совсем недавно мы сетовали, что большинство элементов наших сил ядерного сдерживания либо завершили процесс модернизации, либо же прошли хотя бы половину пути. Исключением здесь была Дальняя авиация - последний элемент Триады, в которой грядут весьма существенные изменения.
Приветствую на канале!
В декабре прошлого года по ту сторону океана состоялось весьма знаковое для их аудитории событие - демонстрация прототипа новейшего бомбардировщика, спроектированного по технологии "Стелс", В-21 "Райдер". Концептуально он ничем не поменялся от своего предшественника в лице В-2 "Спирит", но, учитывая то количество, которое американцы хотят "наклепать", машина довольно занятная. Но где у оппонента прогресс, там же звучат наши критики - мол, а где ваш ответ? Если США действительно удастся обновить свой парк стратегической авиации, не останемся ли мы с серьёзно устаревшими "Медведями"? И вот тенденция переломилась - наша Дальняя авиация в этом году получит сразу четыре "Белых лебедя", чего не случалось уже очень и очень давно. Это ни много ни мало примерно четверть от имеющихся машин - очень достойный показатель, но копнём глубже. Первые два бомбардировщика - это построенные с нуля Ту-160М2, программа которых полноценно запущена как лет пять назад. Всё это время Казанский авиационный завод не сидел на месте, а занимался заменой оборудования, поиском специалистов и практически с нуля восстановил ряд утраченных в результате 90-х технологий. И здесь важен нюанс - удалось уложиться гораздо раньше, чем планировалось изначально. Ещё в далёком 2015 году, когда Минобороны сделало этот громкий анонс (над чем многие занятно потешались), были озвучены сроки старта производства не ранее 2023 года. А мы в этом году уже практически получили два новых Ту-160М2.
Вторая пара - это глубоко модернизированный "Белый лебедь", взятый из имеющихся в строю бомбардировщиков. Здесь всё просто - довели Ту-160 до уровня Ту-160М, который от новенького Ту-160М2 отличается только фактом модернизации, а не производства с нуля. Проще говоря, это абсолютно одинаковые машины, не отличающиеся ничем кроме новизны планера. Ну а теперь переходим к главному - вооружению. Известно, что кардинально ничего не поменяется - в основе основ всё те же два отсека, в каждом из которых барабан на 6 боеприпасов того или иного типа. Скорее всего самым массовым будет Х-101 или же её ядерная "сестра" Х-102, так как здесь сливаются два показателя - это очень широкая серия и совокупность крайне удачных характеристик ракеты. Это и технология "Стелс", и система прорыва ПВО/ПРО в виде личной станции РЭБ и отстрела "ловушек", и наличие в так называемой "стае" ракет, которые занимаются отводом от основной группы ЗУР противника. В общем, целый арсенал. Но всё это мы уже видели, причём неоднократно, а вот из новинок - тишина. Есть, конечно, Х-50, известная также как Х-МД, и её вроде бы как даже применяли, но утверждать это на сто процентов нельзя. Тем не менее, боеприпас крайне интересный. Во-первых, он меньше Х-101, а значит летит не так далеко (от 1500 до 3000 км), но во-вторых, на радарах противника "светится" существенно меньше - отсюда крайне трудный её перехват. Но самое существенное отличие в цене - их можно применять массово, многими десятками, а то и сотнями в рамках локальных конфликтов разной интенсивности. Как не крути, но Х-101 - это очень дорогое удовольствие.
Но есть и ещё один важный нюанс. Многими специалистами считается, что программа Ту-160М\М2 направлена на широкую интеграцию гиперзвуковых ракет в состав вооружения "Белых лебедей". В частности, хорошо знакомый и невероятно эффективный "Кинжал". Но почему именно Ту-160? Разве нет других носителей? Вон, тот же МиГ-31К, правда несёт он всего одну ракету, а модернизированный "Лебедь" уже 8 - разница существенна. А если их будет 4? Тогда "Кинжалов" стартанёт уже 32 единицы. Честно говоря, есть большие сомнения, что тридцать первых МиГов в гиперзвуковой модификации наберётся такое количество, а тех же "Лебедей" хотят построить аж 50 штук - это 400 ракет. Стоит оговориться, что прямо сейчас нам столько не нужно - мы неоднократно обсуждали проблему гиперзвука, заключающуюся в том, что с течением конфликта целей под него становится всё меньше и меньше - всё уже давно рассосредоточено мелкими группами, а тот же ремонт техники проводится на территории стран НАТО. Но вот в рамках первого удара - это очень серьёзная возможность, которую прекрасно понимают по ту сторону океана. Да и в Европе тоже. Вообще тема противостояния концепций Ту-160 и американского "Райдера" очень и очень глубокая, требует отдельного разговора, но если кратко, то мы сможем нанести удар быстрее, чем противник сможет поднять свою авиацию в воздух.
Подводя итог отметим, что сейчас нашей оборонкой пройден очень важный этап, в который вообще мало кто верил. В далёком 2015 году, когда только-только озвучили планы возобновления производства, очень многие специалисты смотрели на эти заявления как на некую браваду, ничем не подкреплённую. Но вот, спустя время, мы видим, что процесс этот запущен и многие десятки новейших Ту-160М2 не за горами.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!