Начнём с того, что мы давно не посещали наш «танковый паноптикум», а тем временем в нём появилось немало интересного. И странного! А люди во все времена удивлялись странному: кто странным словам, кто делам, а кто – различного рода техническим диковинкам. Вот и мы сегодня давайте немного на них посмотрим, полюбуемся и поудивляемся, благо есть на что.Но начнём мы, пожалуй, не с рисунка, а именно из них обычно и состоит наш паноптикум, а с фотографии на обложке апрельского номера американского журнала «Популярная механика» за 1906 год. На ней, как вы видите, помещена фотография российского БА есаула Накашидзе. Сразу отметим, что это первая фотография бронеавтомобиля, появившаяся на обложке именно американского журнала, причём броневик этот – российский. Так что много ли было этих броневиков, мало ли, строили их в России или во Франции, роли не играет. Играет роль только лишь это фото и надпись – «Бронеавтомобиль для Русской армии». Такие вот фото недорого стоят (а иной раз как раз напротив – очень дорого!), но всегда дорого ценятся. Так что оцените этот факт!
Но о роли французских художников в создании камуфляжной раскраски мы как-нибудь поговорим отдельно, а пока смотрим на два следующих рисунка. На них – полевые колесные щиты, которые предлагалось использовать для передвижения пехотинцев по полю боя под огнём врага.Первый – французский щит 1915 года. Предполагалось, что, прячась за такими пуленепробиваемыми щитами, пехотинцы смогут атаковать вражеские позиции даже под пулеметным огнём.
Интересно, что французский полковник Жан Батист Эжен Этьен ещё в августе 1914 года предлагал оснастить пехоту такими щитами. Более того, именно ему принадлежали вот эти поистине пророческие слова:
«Победа в этой войне будет принадлежать тому, кто первым установит пушку на транспортном средстве, способном перемещаться по любой местности», – полковник Жан Батист Эжен Этьен, 24 августа 1914 г.
Впрочем, те же французы быстро сообразили, что плоская броня, подставленная под пули, должна быть довольно толстой, а значит и тяжелой, да и проходимость таких вот «бронированных катков для асфальта» будет невелика. Другое дело «броневая пуля», собранная из двух штампованных половинок на небольших колесах. Благодаря такой форме вражеские пули от неё бы легко отскакивали, а вес из-за меньшей толщины брони был бы не так велик…Винтовка крепилась на стенке, чтобы не обременять пехотинца, а броня «бронепули» защищала его практически целиком. Оставалось лишь толкаться ногами и так вот понемногу продвигаться вперёд!
Мы знаем, каким был первый английский танк. Но мы можем лишь предполагать, судя по чертежам, как мог бы выглядеть их первый танк, если бы они приняли предложение талантливого канадского инженера Роберта Френсиса Макфая. Главной особенностью предложенной им машины являлись три гусеницы. Причём передняя гусеница играла роль рулевого устройства, и вдобавок могла менять своё положение относительно корпуса в вертикальной плоскости. Макфай предусмотрел и специальный резак для колючей проволоки, и откидной броневой «нос», защищавший эту гусеницу спереди, и даже… откидывающийся сзади гребной винт, то есть, надо полагать, этот «танк» должен был у него ещё и плавать! И вот поставили бы на него башню с пушкой, а то и сразу две, но с пулеметами, и получился бы у англичан танк, по образцу которого (такое вполне возможно!) начали бы строить танки и в других странах. Ну а машины на двух гусеницах наверняка долгое время рассматривали бы как технический курьёз!Затем в войну вступили США, и американские инженеры предложили военным необычный «танк-скелет». Мол, его большие размеры помогут ему уверенно преодолевать «лунный ландшафт» поля боя. И в то же время попасть в него так, чтобы причинить фатальные повреждения или же поразить экипаж, будет совсем нелегко. Испытания этой по-своему уникальной машины прошли успешно! Было заказано 1000 машин, но война закончилась раньше, чем они были готовы.
Танк имел два двигателя суммарной мощностью 100 л.с., башню с 37-мм орудием, и экипаж из двух человек. Даже коробка передач и та была расположена между гусеницами. Толщина брони составляла 12 мм – очень даже неплохо по тем временам.Припозднились с относительно совершенными танками и французы, хотя опыты в этой области начали раньше англичан, и если бы не досадные ошибки конструкторов, то танки Франция могла бы получить уже в 1915 г. Зато уже летом 1917 г. здесь был построен танк-прототип Char Lourd 1А или FCM-1A. Танк был длинным, чтобы преодолевать траншеи, и хорошо бронированным: лобовые проекции корпуса и башни защищала броня толщиной 35 мм, борта были из 20 мм брони, крыша и днище — из брони толщиной 15 мм. Главное, что его броня защищала танк от огня германской 77-мм пушки, что для того времени было очень важно.
Экипаж состоял из пяти танкистов: командира, наводчика, заряжающего, пулеметчика и моториста. Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части танка, занимая более 50 % длины корпуса. Но главное – танк имел очень сильное вооружение: пулемет в корпусе, пулемет в башне, спаренный с орудием, и… 105-мм пушку с боекомплектом в 120 снарядов. Это было эффективное оружие, но всё-таки её заменили 75-мм орудием из-за большего боекомплекта в 200 снарядов. Тем не менее, пока суд да дело – поезд ушёл, война закончилась и в разорённой Франции на столь передовые, но и дорогие танки денег попросту не нашлось! Но можно себе представить, какое бы впечатление произвёл и на немцев, и на англичан этот танк в том же 1917 году!
А вот на обложке августовского номера журнала «Современная механика» 1936 года мы видим нечто совершенно фантастическое – разрабатывавшийся с 1935 года в Массачусетском технологическом институте электротанк-шнекоход! Причём служили его шнеки для передвижения по пересечённой местности и опускались на грунт силой мотора, а по шоссе танк этот должен был перемещаться на колесах! А вооружен он был не пушкой и не пулеметом, а генератором Ван дер Граафа! Вот этот большой шар на высокой цилиндрической стойке, поднятой над корпусом танка, и являлся накопителем электрических зарядов. Вырабатывались они за счёт того, что внутри танка на роликах происходила перемотка ленты из шёлка, которая при этом тёрлась о специальные щётки. В результате появлялись электрические заряды, аккумулировавшиеся на внутренней поверхности этого шара, причём шар от корпуса был, естественно, изолирован. Была изолирована и кабина оператора, который имел в своём распоряжении водомет с запасом воды в особом резервуаре! В сторону противника выстреливалась струя воды, через которую тут же ударяла искусственная молния в сотни миллионов вольт, и испепеляла всё мокрое и живое. Сам Ван дер Грааф сумел построить генератор мощностью в семь миллионов вольт, и это пределом отнюдь не являлось, но вот дальность действия водомета создателям этого танка увеличить так и не удалось, поэтому строить его американцы не стали. Зато сегодня такая машина, только без шнеков, вполне могла бы применяться в городах против незаконно митингующих либо инсургентов. Удар током через струю воды образумит любого!А вот в журнале «Популярная механика» в 1936 году самым серьёзным образом обсуждался проект танка в форме шара. Вооружение у него было чисто пулеметным: два пулемета в турелях на концах полусфер, один посредине корпуса, из которого можно было бы стрелять прямо по курсу, и ещё один зенитный. Катилось бы это «чудо техники» за счёт вращения двух полусфер с грунтозацепами, а центральная часть оставалась неподвижной. Интересно, что вместо вентиляции в нём совершенно серьёзно предлагалось разместить баллоны с кислородом! Интересно, как скоро загорелся бы этот боевой шарокат, будь он реально построен?!