Давно мы не заглядывали в наш танковый паноптикум, а там есть на что посмотреть. Существует несколько сайтов, где пышным цветом цветет так называемая «альтернативная история» и где можно найти немало интересных проектов (и часто очень хорошо нарисованных!) танков, кораблей, самолетов. То есть люди упорно пытаются улучшить историю и создать, на их взгляд, более совершенные образцы военной техники. Чаще всего это делается так: берется уже существующий образец и на него устанавливается нечто новое. Например, к шасси танки добавляется новый каток, что подразумевает установку нового двигателя. Что в свою очередь позволяет поставить новую башню с другой, более мощной пушкой и более толстую броню, а то даже и создать целое семейство новых боевых машин. То есть суть в том, что так называемые альтернативщики находят какие ошибки и упущения, а затем пытаются их исправить задним числом. Но для этого необходимо грамотно выявить имевшую место проблему и понять, почему все было сделано именно так, а не иначе. В противном случае, «решая» одну проблему, они сами тут же создавали другую.
Итак, мы сегодня в очередной раз рассмотрим танки «IF», то есть танки «Если», которые могли бы появиться, но почему-то так и не появились. Мы не будем говорить о причинах того, почему так случилось, а посмотрим, как бы могли эти машины выглядеть. Хотя, конечно, нельзя будет обойти стороной и очевидное – те или иные недостатки, которые могли бы появиться у этих совершенно новых машин.Тут надо отметить, как хорошо (вернее, скажем так – «на уровне тех лет») работает фантазия многих современных конструкторов альтернативных машин. Вот, например, германский танк «Остгот» 1925 года. Оставим в стороне вопрос о том, каким образом немцы его могли бы построить. Построили! И что? То, что изображено на нашем рисунке вполне соответствует тогдашнему уровню танкового дизайна. Пять башен, пять разнокалиберных орудий, семь пулеметов, толстая броня – все в пределах возможного и разумного. Просто находка для писателя НФ-романов о попавших в параллельный мир, где как раз на таких вот танках немцы и воюют против Франции и СССР.
Кстати, японцы ведь именно такой сверхтяжелый танк впоследствии (1939–1945) и создали – «Тип 0-1» или «Ми-То». Так что ничего нового тут нет. Традиционность мышления, увы, очень сильна в людях.Действительно интересный проект – гипотетический германский танк LK-III с 57-мм орудием в башне. Дело в том, что танки LK-I и LK-II в конце Первой мировой войны в Германии действительно были созданы и готовились к серийному производству. Вот только башня с вооружением располагалась у них в задней части корпуса. Но что если перевернуть эту конструкцию на 180 градусов? Танк во всех отношениях сразу стал бы похож на французский FT-17. Вот только плохо это или хорошо – сегодня, увы, сказать никак не возможно.
Как известно, «танк Гроте» у приглашенного в СССР германского конструктора Эдварда Гроте не получился. Более того, из-за болезни ему пришлось вернуться в Германию и… Почему бы ему было не создать аналог советской машины там? Ведь все «кубики» у него для этого были…Самое простое, однако, это взять башню от одного танка и поставить на другой. Так поступили финны, заполучившие советские танки БТ-7. Правда, они башню для них разработали заново и вооружили английской 114-мм облегченной гаубицей. И вышла неплохая САУ. Но точно так же они могли бы поставить на шасси БТ и башню от Pz IVЕ. Вопрос только в установке нового погона башни. Есть погон – будет новая САУ.
Аналогичным образом некоторые альтернативщики ставят башню от танка «Рейнметалл» на шасси Т-34 и, наоборот, башни от Т-34 на шасси германских танков. Можно такое было проделать? Вполне, вот только нужно было бы старый погон башни удалить, а новый поставить, и он к тому же должен был бы соответствовать ширине корпуса танка.Очень многое в конструкции танка зависит от его двигателя – типа, системы охлаждения и даже от его расположения в корпусе. Известно, что в годы Второй мировой войны в СССР отдавали предпочтение танковым дизелям, в Германии – бензиновым моторам водяного охлаждения, а вот в США – бензиновым авиационным моторам воздушного охлаждения. Из-за того, что трансмиссия на танках немцев и американцев находилась спереди, к ней от двигателя над полом корпуса шел трансмиссионный вал, повышавший общую высоту танка. На Т-34 этого вала не было. Поэтому наша машина была ниже танков США и Германии. Хотя… не все тут так просто. Танки «Тигр» (P) и AMX 50 имели кормовые трансмиссии и при этом все равно довольно высокие корпуса. А вот САУ M18 «Хеллкет» с карданным валом и радиальным высоким мотором получилась довольно низкой – на уровне Т-34-85. Так что тут очень многое зависело от конструкторов машины и их подхода к её созданию.
В годы войны на Кировском заводе много сил потратили на разработку и создание «среднетяжелого», то есть универсального танка КВ-13. Было предложено несколько образцов этого танка с экипажем из трех человек. Предполагалось вооружать его не только танковой пушкой, но и 122-мм облегченным орудием и использовать в качестве штурмового танка. Но… дело с ним так ничем и не закончилось. При всех вариантах, однако, не рассматривался вариант с поперечным расположением двигателя. А он сулил немалые выгоды, прежде всего, с лучшей развесовкой танка. Башня при таком его расположении сдвигалась назад, на передние катки уменьшалась нагрузка, а бронирование лобовых проекций могло быть усилено. Но такая идея конструкторам в то время не пришла в голову, хотя о поперечном расположении двигателя на танке тогда уже говорили.
Надо сказать, что в годы войны ГАБТУ получило прямо-таки фантастическое количество проектов самых различных танков. Но, пожалуй, самым впечатляющим был вот этот танк «Ленин-Сталин» инженера Ф. С. Селезнева, имевший сразу четыре гусеницы, так что они представляли практически сплошную поверхность. Причем верхние обводы гусениц проходили под корпусом танка, а с ходовой частью он соединялся боковыми спонсонами! Танк пять башен и пять орудий!Впрочем, были и реально существовавшие образцы бронетехники, которые подчас выглядели как нечто… из НФ-романа. Например, такой необычной машиной был шведский бронеавтомобиль конца 20-х – начала 30-х годов прошлого века с полностью бронированной ходовой частью М29. Пулемет во вращающейся башне, пушка и пулемет вперед, пулемет назад, два места водителей, чтобы двигаться по шоссе в любом направлении, не разворачиваясь. И, конечно, оригинальная бронировка всех шести колес… Больше таких БА, кроме шведов, никто не выпускал.
Но самый необычный проект боевой машины создал М. М. Военков в 1944 году. Он предложил металлическую трубу с шипами на внешней поверхности, а внутри этой трубы по стенкам должны были, словно белки в колесе, катиться… танки. И таким образом катить эту огромную «трубу» на врага и давить его её массой! А прорвав фронт, они выезжали из трубы в стороны и устремлялись на оперативный простор. Огромные размеры гарантировали её боевую устойчивость и защиту находящимся внутри танкам. Ну а уж на врага такое оружие должно было оказывать просто потрясающее психологическое воздействие!
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас