Её базовые условия – сильный, постоянный рост экономики и меритократия, структурированная так, чтобы не позволять богатым обходить правила системы, – исчезли
Тем не менее ещё возможна «Американская мечта 2.0». И задача для тех, кто сейчас претендует на Белый дом, – предложить план, позволяющей сделать её реальностью. Прежде всего, лидеры Америки должны чётко объяснить проблему. «Декларация независимости» объявила «право на счастье» главной особенностью американской жизни. Начиная с 1776 года, каждое поколение стремилось подняться вверх на социальном лифте, и в течение долгого времени многие – хотя и не все – добивались процветания.
На протяжении столетия с лишним после Гражданской войны прогресс в сфере энергетики, медицины, телекоммуникаций и транспорта преобразил Америку (и мир). Резко возросла экономическая производительность, а также средняя продолжительность жизни. В этот период прилив действительно поднимал вверх большинство лодок. Политики обеих партий разделяли национальную идею, согласно которой любой может добиться успеха благодаря активному труду, и постепенно, хотя и неидеально, этот принцип был распространён на иммигрантов, небелых, женщин, инвалидов и другие группы населения, исторически лишённые радужных перспектив американской жизни.
Но когда в 1970-х экономический рост начал замедляться, стало возрастать разочарование избирателей, а нефтяные шоки, Уотергейт и постыдное окончание вьетнамской войны усугубили ощущение, что Америка «больна», как выразился президент Джимми Картер. Именно на этом мрачном фоне вёл свою избирательную кампанию Рональд Рейган в 1980, пообещавший «Утро в Америке». Поскольку Федеральный резерв США сигнализировал о своей готовности делать всё необходимое для обуздания инфляции, были снижены налоги, а Америка фундаментально преобразилась, превратившись из страны сбережений и в страну долгов.
В последующие десятилетия финансовые заимствования стимулировали рост экономики, но американская мечта доживала последние дни. Американцы делали долги ради покупки иностранных товаров, а производители этих товаров покупали госдолг США, удерживая процентные ставки на низком уровне. Хотя американцы чувствовали себя процветающими, темпы роста реальной экономики снизились вдвое относительно предыдущих уровней, а рост медианных зарплат остановился.
Между тем Федеральный резерв активно пытался тушить периодические пожары на финансовых рынках. Но ненароком он лишь усугубил проблему растущего неравенства. К 2007 его политика привела к тому, что размеры искусственно расширяемых финансовых рынков стали в три раза превышать размеры реальной экономики, а активы этих рынков принадлежат в основном богачам.
Американская мечта реализуема, лишь когда выгоды роста экономики широко распределены, а структурных препятствий для продвижения вверх очень мало. Сегодня не выполняется ни одно из этих условий. По данным управления конгресса США по бюджету, годовые темпы роста экономики на уровне 4% не вернутся – по крайней мере, в обозримом будущем; максимум, которого следует ожидать, – это темпы роста на уровне 2%. Кроме того, инновации, способствовавшие в прошлом росту занятости в промышленности и восходящей социальной мобильности, оказались вытеснены цифровыми технологиями. А при всём их удобстве, «амазоны» и «уберы» цифровой экономики уничтожают рабочие места рабочего класса и толкают вниз уровень зарплат.
Ситуация усугубляется тем, что налоговый кодекс США стал всё сильнее поощрять капитал в ущерб труду, что помогает объяснить причины снижения доли труда в национальном доходе. В целом, в стране слишком много долгов у молодёжи, слишком мало пенсионных сбережений у поколения «бейбибумеров», родившихся после 1945, а у тех, кто временно оказался без работы или стал безработным, нет гибких и надёжных рабочих мест. Попытки продвинуться вверх превратились в сизифов труд.
К счастью, ситуацию можно улучшить. Мы уже знаем, что надо сделать, чтобы помочь восстановить баланс на игровом поле, а также рост и динамизм в экономике, причём с нейтральным влиянием на бюджетный дефицит. Во-первых, нам следует сократить студенческие долги в обмен на национальную службу в таких сферах, как преподавание в школе, оказание первой помощи, сельская медицина. Это не просто правильно, но и позволит привлечь новое поколение госслужащих в социально важные сферы, которые сейчас страдают от недостатка сотрудников.
Во-вторых, нам надо ликвидировать налоговые льготы, которые расширяют и углубляют разрыв в размерах богатства, – если конкретно, льготу по налогу на наследство, освобождающую наследников от уплаты налога на возросшую стоимость наследуемых активов («stepped-up basis loophole»), а также налоговую льготу для управляющих инвестиционными фондами («carried-interest rate loophole»). Тем самым, мы смогли бы получить сотни миллиардов долларов в виде новых налоговых доходов.
В-третьих, вновь полученные налоговые доходы должны быть направлены на выполнение трёх ключевых задач. Во-первых, Америке нужны бесплатные местные колледжи для переподготовки работников, многие из которых потеряли – или со временем потеряют – работу из-за автоматизации и других новых технологий. Во-вторых, нам нужна национальная инфраструктурная программа (современная версия Управления общественных работ США, созданного президентом Франклином Рузвельтом), которая позволит занять многих из тех, кто потерял работу в промышленности. И, в-третьих, пришло время создать национальный трастовый фонд для студенческих кредитов, которые затем будут выплачиваться из заранее оговоренной доли будущих доходов студентов в течение определённого количества лет. Студенты, которые будут получать низкие доходы в будущем, выплатят меньше, чем они занимали, но это компенсируется выплатами тех, кто зарабатывает больше.
В-четвёртых, федеральную минимальную зарплату следует не только повысить, но и индексировать в соответствии с уровнем инфляции. Это, с одной стороны, поможет людям поспевать за растущей стоимостью жизни, а с другой, как подчёркивает Федеральный резервный банк Чикаго, повысит совокупную экономическую активность.
В-пятых, мы должны сделать базовый доступ к детским яслям и садам всеобщим благом, иначе доля работающих женщин будет и дальше отставать от своего потенциального уровня. Наконец, нам надо предоставить каждому доступ к тем же самым выгодам пенсионных сбережений, которые имеются у богатых; а именно, следует расширить действие сберегательного плана Thrift Savings Plan, который в целом аналогичен плану 401k, но содержит важные налоговые льготы, которые сегодня не распространяются на большинство работников.
Империи расцветают и приходят в упадок, но иногда они расцветают снова. Нынешняя траектория развития Америки не сулит ничего хорошего. Однако если мы начнём действовать немедленно, мы ещё сможем создать новую американскую мечту для страны с крупнейшей в мире экономикой.
Александр Фридман, инвестор, ранее генеральный директор GAM Investments, инвестиционный директор в UBS, финансовый директор в Фонде Билла и Мелинды Гейтс, участник программы White House Fellow
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас