«Есть разные позиции у союзников по НАТО в отношении проекта «Северный поток — 2». Не только США, но и некоторые другие союзники настроены критически, но есть и союзники с противоположной позицией. Поскольку НАТО принимает совместные решения, она не выработала общей позиции по «Северному потоку — 2». Мы сконцентрировались на том, как мы можем повысить диверсификацию поставок и как противостоять вызовам в области энергетической безопасности», — сказал он (цитата по РИА Новости).
Это очень многоаспектное заявление, которое, на самом деле, несёт в себе куда больше значений, чем может показаться. Оно имеет отношение к огромному множеству вопросов актуальной политики, пусть и не всегда очевидное на первый взгляд.
И одним из таких вопросов, безусловно, является Донбасс. Хотя, казалось бы, где он, а где «Северный поток». Тем не менее, всё именно так.
Потому, что на встрече НАТО, в том числе, решался и вопрос о том, быть новому обострению войны или нет. Этот вопрос был в одном пакете с «Северным потоком», и по нему тоже «нет единой позиции».
Всё это происходит на фоне очень нервной политической возни.
К примеру, председатель Совета Европы Шарль Мишель сообщил, что будет вести переговоры с Путиным, чтобы затем «провести стратегическую дискуссию на нашей следующей личной встрече» (то есть на встрече глав европейских государств в начале лета). Одновременно происходит распродажа российских ОФЗ под угрозой новых санкций США (вопрос: какого именно крупного повода они ожидают?). Путин совещался с Шойгу сразу после известного высказывания Байдена. Бомбёжки в Сирии между Россией, Турцией и США резко обостряются.
И так далее. Это фон.
Который не может не свидетельствовать о том, что попытка военного решения украинского вопроса как минимум обсуждается. И в этом европейские государства не едины: Германия, Франция, Италия, Австрия и иже с ними резко против эскалации войны на Донбассе. Их нынешняя ситуация устраивает. А вот США с его новым руководством активно продавливают военный сценарий и могут быть готовы даже к самостоятельной организации атаки на Донбасс без участия НАТО.
Разумеется, это менее предпочтительный вариант: не будет той степени военно-технической поддержки, которая нужна, а в одиночку Америке уже всё более тяжко.
Но даже он для них практически беспроигрышный: США вполне устроит и новая проигранная Киевом кампания (чего бы она ни стоила этому государственному образованию), просто потому, что Россия не сможет остаться вне боевых действий. Массированные бомбардировки населённых пунктов Донбасса, включая крупные города (как было в предыдущие кампании 2014, 2015 и 2017 годов), и жертвы среди мирного населения, которое теперь ещё имеет российские паспорта (уже до полмиллиона человек) просто вынудят РФ на вмешательство.
Вот и получается, что газовый вопрос здесь — только индикатор. Или вы и в самом деле считаете, что подобное просто так будет обсуждаться на саммите военного блока?