На прошедшей 17 декабря пресс-конференции Владимира Путина журналист американской газеты The Wall Street Journal поинтересовался, не пришло ли время из-за текущей экономической ситуации отдать в частные руки ряд госкомпаний, например «Роснефть» и «Аэрофлот». Президент ответил, что данная ситуация возможна и правительство на этот шаг пойти может.
При этом Владимир Путин упомянул о конъюнктуре рынка (взаимозависимых колебаниях спроса и предложения), из-за которой со скорой приватизацией государственный компаний, возможно, придётся повременить. Кроме того, контрольный пакет акций в любом случае должен остаться у государства. Тем не менее необходимость даже частичной приватизации компаний, приносящих значимый доход в бюджет (в первую очередь это касается «Роснефти») вызывает вопросы.
Разговоры об очередной волне приватизации государственной собственности звучали и до упомянутой пресс-конференции. Так, в октябре 2014 г. российский лидер говорил о своем принципиальном намерении приватизировать пакеты крупнейших энергетических компаний и предприятий оборонно-промышленного комплекса: «В моих предвыборных статьях и затем указах... я говорил о том, что мы будем заниматься приватизацией». В майском указе 2012 года, подписанном в день вступления в должность президента на третий срок, Владимир Путин поручил правительству утвердить план и основные направления приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы.
Планы частичной приватизации таких компаний, как «Совкомфлот», РЖД, «Аэрофлот» и «Ростелеком», имелись у правительства в 2014 г. Задачи продать любой ценой не стояло, но желание постепенно уменьшать долю государства в этих компаниях показательно. Ознакомиться с краткими версиями «дорожных карт» приватизации можно здесь.
Помимо уже упомянутых, в частные руки планируется передать весомую часть таких компаний, как "Банк ВТБ", "Алроса", "Аэропорт Шереметьево", "Аэропорт Внуково", "РусГидро", "Транснефть". Даже «Объединённая судостроительная корпорация» и НПК «Уралвагонзавод» (который помимо вагонов выпускает танки) стоят в планах на частичную приватизацию. В одних компаниях планируется довести госучастие до 75%, в других - до 50% + 1 акция, в третьих - до 25%+1.
Если с ближайшими перспективами приватизации ряда государственных компаний ещё не всё известно, то относительно части госпакета «Роснефти», по мнению Министерства финансов, всё решено. 19,5% акций (на данный момент в собственности государства 69,5%) планируется продать за 500 млрд руб., чтобы частично покрыть дефицит госбюджета. К приватизации компании положительно относятся как в Министерстве финансов, так и в Министерстве экономического развития.
Если абстрагироваться от желания решить проблемы с бюджетом, несколько странным выглядит желание продать значительную часть «Роснефти» именно сейчас, когда рыночная стоимость компании, находящейся под действиями санкций, находится далеко не на максимуме. Не менее странно звучит предложение руководства «Роснефти» по господдержке компании, которая должна предшествовать приватизации.
Готовы к приватизации, по словам руководителя Росимущества, «Аэрофлот» и «Совкомфлот». Инвесторов, заинтересованных в активе, ищут в первую очередь на Московской бирже, но и не исключают Нью-Йоркскую площадку.
30 декабря выставляются на торги 52,37% акций госкомпании «Алмазный мир», через которую проходит 90% экспортно-импортных сделок с драгоценными камнями и металлами. Правда, велика вероятность, что эти акции получит "Алроса", находящаяся на данный момент в частичной собственности РФ (44%), Якутии (25%+1) и якутских улусов (8%). Но и эту компанию по планам в 2016 г., возможно, ожидает приватизация. Долю Российской Федерации планируется уменьшить до 25%, столько же оставить Якутии. Остальную же часть намереваются выставить на продажу.
Говоря о передаче в частные руки государственной собственности, нельзя не упомянуть одного из ярых сторонников приватизации Германа Грефа. Глава Сбербанка предлагает постепенно полностью приватизировать крупнейший российский банк. На данный момент Сбербанк России контролируется ЦБ РФ (50%+1 акция). Роль Сбербанка в финансовой жизни страны, вероятно, объяснять никому не надо. Особенно в условиях непростой экономической ситуации, когда небольшие банки не могут продолжать работу и большое число граждан доверяют хранение своих сбережений Сбербанку. Будет ли большое доверие клиентов к частному Сбербанку? Не факт. Можно предположить, что найдётся немало вкладчиков, которые свои сбережения начнут изымать. Если всё это будет происходить резко, то может негативно сказаться не только на работе банка, но и на национальной экономике в целом.
Определённые плюсы намечающейся волны приватизации при желании найти, конечно, можно. Получится решить проблему дефицита бюджета и в полной мере продолжать все реализуемые проекты. Есть небольшая надежда на более эффективное управление предприятиями, при котором налоговые поступления в бюджет будут увеличиваться. Опять же, можно уповать на успешный западный опыт. Правительство Тэтчер в Великобритании в своё время успешно провело приватизацию ряда крупных государственных корпораций, значительно поправив экономические дела Соединённого Королевства. Многие приватизированные тогда компании сегодня успешно развиваются.
Однако и минусов у приватизации госкорпораций явно не меньше. Западный опыт далеко не всегда применим для наших реалий. Какой может быть приватизация в нашей стране, многим известно.
Что касается более эффективного управления, то в отношении крупных компаний этот вопрос спорный. Бывают, конечно, исключения, в том числе и в наших реалиях. Но вот, к примеру, чистая прибыль частной коммерческой компании «Альфа-Банк» по сравнению с началом 2015 г. упала почти на 50%. Этот банк, кстати, не находился под санкциями.
Пополнять бюджет за счёт приватизации госкомпаний тоже как-то странно. Примерно как резать пресловутую курицу, несущую золотые яйца. Да ещё и в период, когда из-за влияния санкций многие компании упали в цене. Вообще приватизацию можно было бы как-то оправдать, если бы у правительства имелось чёткое понимание того, куда инвестировать полученные от продажи деньги, чтобы они приносили гарантированный доход государству, больший, чем дают госкомпании. Уповать же на то, что переформатированные компании под управлением частных лиц обязательно приведут к какому-то экономическому чуду, всё же несколько странно.
Несмотря на то что в правительстве всё давно распланировали, реализовываться сценарий приватизации может несколькими способами:
1. Приватизация компаний застопорится на неопределённое время из-за конъюнктуры рынка. То есть желающих купить акции в таком объёме и по такой цене не найдётся, а по более низкой цене правительство распродажу устраивать не станет. Возможно, какая-то часть некоторых компаний будет приватизирована, но к глобальным изменениям это не приведёт. За это неопределённое время может произойти многое, и планы по приватизации так и останутся планами.
2. Приватизация будет приостановлена на неопределённое время или пройдёт в ограниченных размерах из-за решения силовых структур. Такой вариант тоже сбрасывать со счетов не стоит. Мир на международной арене сейчас весьма хрупок, и по причине внешней угрозы, к примеру, Минобороны или ФСБ может настоятельно рекомендовать отложить приватизацию ряда важных для обороноспособности страны компаний - РЖД, «Уралвагонзавода». Уже имелся прецедент, когда в мирное время эти ведомства высказали мнение о сохранении «золотой акции» компании «Ростелеком» за государством. В более сложное время может быть не до сантиментов. Как показывает практика, МВД тоже теоретически может приостановить процесс приватизации в определённых случаях. Тормозить процесс таким образом можно довольно долго. Конечно, президент на пресс-конференции говорил, что в решения кабинета министров относительно частичной приватизации госкомпаний старается не вмешиваться. Однако это вовсе не мешает силовым структурам при некоторых угрозах вмешаться в решения правительства.
3. Приватизация будет планово проведена в полном объёме. Частные лица (в том числе и иностранные), корпорации будут контролировать в большей или меньшей степени разные сферы отечественной экономики. Разумеется, действовать в интересах России в таких случаях новым владельцам совсем необязательно. Хотя в каких-то предприятиях роль государства будет высока, на полностью приватизированные ("Сбербанк" в мечтах Г. Грефа) оказывать влияние будет очень затруднительно. Новые месторождения "Роснефти", разработки от "Роснано", танки "Уралвагонзавода" (в том числе и "Армата") будут ощущать на себе влияние частных собственников. Даже если деструктивных игроков к нашим корпорациям постараются не допустить, частные собственники будут действовать в первую очередь с целью получить максимальную прибыль. И февральский инцидент с нерентабельными электричками, когда из-за нерешенных вопросов между регионами и пригородными железнодорожными компаниями было остановлено движение пригородных поездов в целом ряде регионов, может показаться детской шалостью. РЖД ведь тоже в планах частично приватизировать.
4. Есть ещё один вариант. Насколько оптимистичный, настолько и фантастичный. Приватизация госкомпаний полностью решает проблемы бюджета, переформатирование структуры управления позволяют компаниям стремительно развиваться, отчисляя большие налоги в казну. Частные владельцы ведут себя этично и не допускают никаких деструктивных действий в отношении России и её национальных интересов. Но на полном серьёзе рассчитывать на такую идиллию сложно, даже будучи отъявленным оптимистом.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас