Ночью 3 июля украинская ракета «Точка-У» с кассетными боеприпасами поразила жилые кварталы Белгорода, погибли люди. Над Курском ПВО сбили два беспилотника «Стриж», по сёлам велись артобстрелы. Это лишь малая часть последних сообщений из приграничных регионов.
Как могут развиваться события после атак на российские города, рассказали опрошенные эксперты.
«Ответочка» или теракт?
Противники СВО пишут в соцсетях: не нужно было бомбить украинские города, россиянам прилетела «ответочка».
Подобные хейтеры, уверен политолог Сергей Марков, не умеют отличать чёрное от белого.
«Российские военные наносят удары только по военным объектам. Да, иногда по ошибке ракета может попасть по гражданским объектам, но жертв в таких случаях либо нет, либо единицы. Украинская же армия целенаправленно бьёт по жилым кварталам. Когда специально бьют по домам, количество погибших всегда велико. Поэтому эти вещи (обстрелы) абсолютно несравнимы. Российская армия воюет против украинской, а Киев воюет с мирными гражданами России», — сказал Маркин.
Однако жители Белгородской области ищут ответы на простые вопросы: «Что делать?», «Как дальше спокойно спать?» и «Как Путин отреагирует на обстрелы?»
Встреча жителей Белгорода с губернатором Гладковым. Видео: Подслушано в Белгороде / ВКонтакте
Социолог, завкафедрой Пензенского госуниверситета Анна Очкина уверена: ответа на последний вопрос ждут все россияне.
«Ситуация сама по себе пугающая, но насколько, люди даже не могут себе представить, предположить. <…> Власти должны сказать нам, куда идёт страна. Должен быть реальный ответ, а не тот, который сформировался в воспалённом мозгу пропагандистов, неофициальных лиц. Даже весьма авторитарный Советский Союз предлагал ежедневные сводки в условиях полномасштабной войны. В современном мире люди также заслужили право знать, что их ждёт. По моему мнению, подвешенное состояние слишком затянулось», — сказала Очкина.
Реакция властей
Некие перспективы ближайшего будущего власти всё же обозначили.
Так, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в Telegram написала, что коллективный Запад руками украинских военных подталкивает Россию к нанесению ответных ударов. Она подчеркнула: пока Москва будет воздерживаться от ответных мер, но «внимательно следить за ситуацией», а провокаторам не поздоровится.
Однако завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе считает, что ответ МИДа должен быть значительно жёстче.
По его мнению, после обстрела российских городов ведомство должно было чётко предупредить американцев о том, что если подобные провокации продолжатся, то Россия применит оружие против украинских штаб-квартир.
«Поскольку мы знаем, откуда поступают указания Киеву, то, соответственно, им должны делать предупреждения. Нужно сделать так, чтобы они очнулись. В этих условиях практически ничего не сдерживает Россию», — сказал ForPost Абашидзе.
Он напомнил, что все военные конфликты регулируются международным гуманитарным правом, запрещающим применение любого вида вооружения против гражданских объектов.
Если атаку на Белгород и Курск оценивать через эту призму, то Киев совершил военное преступление. Оно не имеет срока давности, рано или поздно украинские командиры предстанут перед судом.
«Такие обстрелы не могут рассматриваться Совбезом ООН. Этот орган призван решать более глобальные вопросы, в том числе, связанные с военными конфликтами. Поэтому сейчас важно эти обстрелы квалифицировать, собрать доказательства, и когда наступит время, осудить тех, кто применяли оружие против гражданского населения. Россия, опираясь на международное гуманитарное право, самостоятельно сможет решать эти вопросы», — сказал Абашидзе.
А что Кремль?
Следком уже возбудил уголовное дело по факту обстрела ВСУ территории Белгорода. Проводятся экспертизы, устанавливаются все обстоятельства произошедшего.
Дело расследуется по статьям УК РФ «Убийство двух и более лиц», «Покушение на убийство». Обвиняемым грозит срок, вплоть до пожизненного лишения свободы.
По словам Сергея Маркова, меры принимают и федеральные власти.
По данным политолога, после обстрелов прошло экстренное совещание высшего руководства страны. Официального подтверждения этой информации пока нет.
«Сегодня должны быть приняты важные решения. Как я уже говорил, пока у России нет ясного ответа на то, как отвечать на явный террор? Ждём новостей. Путин, Кремль, это их ответственность», — написал политолог в Telegram.
В беседе он озвучил три сценария, по которым могут развиваться события.
На совещании власти могли принять решение об усилении артиллерийских обстрелов и подавлении позиций, откуда наносились удары по Белгороду и Курску. Эта мера, уверен политолог, может оказаться эффективной.
Артиллеристы будут знать, что за любой удар по российскому городу неминуемо последует смерть. Но у этого решения есть и минусы.
«Очень трудно выделить позиции. Артиллеристы не знают, по каким объектам бьют. Им просто дают координаты. Они наводят орудия и нажимают кнопку. Центр принятия решений находится в другом месте», — сказал Марков.
Соответственно, власти на закрытом совещании могли рассмотреть второй сценарий развития событий — нанесение ударов по непубличным центрам принятия решений. Речь идёт о штаб-квартирах СБУ, внешней разведки Украины, ответственных за обстрелы.
Нельзя исключить, что в Москве рассматривался вопрос и о нанесении удара по публичным центрам принятия решений. Речь идёт об офисе президента Украины Владимира Зеленского, Верховной Раде, Генштабу, главному управлению СБУ в Киеве.
«Возможно, события будут развиваться по третьему сценарию. Возможно, было принято решение наносить больше ударов по железнодорожной инфраструктуре, мостам, тоннелям на западе Украины. Это нужно для того, чтобы прервать поставки оружия из США и Европы», — сказал политолог.
Западный фронт
Обстрелы российских регионов показали, что коллективный Запад ведёт с Россией полномасштабную войну, уверен завкафедрой международного права РУДН Аслан Абашидзе.
Он напомнил, что Россия проводит спецоперацию на основе договора с ДНР и ЛНР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В документе, заключённом на десять лет, предусматривается сотрудничество в области внешней политики, взаимодействие в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности, а также в деле защиты суверенитета и территориальной целостности республик Донбасса.
«Нам противостоит не украинская армия, нацбатальоны, а силы НАТО. Всем известно, что Североатлантический альянс снабжает Украину оружием. Натовские инструкторы подготавливают украинских военных. С точки зрения международного права идёт война, которую Запад ведёт против России», — уточнил Абашидзе.
Косвенное подтверждение этому можно найти в словах западных чиновников.
Так, например, координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности при Белом доме Джон Кирби заявил, что время для проведения мирного диалога между Россией и Украиной ещё не пришло, а глава МИД Британии Лиз Трасс отметила, что нельзя допустить заключение «нового минского соглашения» — Украине нужно победить Россию.
По словам Трасс, «плохо продуманный мирный договор» позволит президенту Владимиру Путину «перегруппировать свои силы».
«Поэтому мы не можем позволить себе новое минское соглашение. Украине нужна победа в чистом виде, которая восстановит её безопасность», — цитирует Трасс РИА Новости.
Она отметила, что «все союзники согласны с этой целью».
Политолог Сергей Марков сомневается, что Запад вступит в открытое противостояние с Россией.
Они и дальше будут прикрываться Украиной, как щитом, одобряя убийства несогласных с киевским режимом, обстрелы Белгорода и Курска, теракты в метро и общественном транспорте, в которых могут погибнуть россияне.
«Они совершают теракты руками своих прокси. Поэтому нужно провести экстренное заседание Совета безопасности России. Выдать большое количество фактов, которые мы считаем террором. Прямо заявить, что СБУ стало подразделением ЦРУ и секретной британской разведки МИ-6. Следовательно, если террористические акты на территории РФ продолжатся, то с ответными мерами столкнутся не украинцы, а жители Великобритании и США», — резюмировал Марков.