Россия не стала дожидаться, чем завершатся президентские гонки на Украине, и последовала прямому указанию управдома — героини Нонны Мордюковой из «Бриллиантовой руки». «Не будут брать – отключим газ». А поскольку с газом уже давно всё ясно, с 1 июня 2019 года Украине отключат нефть и уголь. Раньше не получалось – надо было выполнять старые многолетние контракты. Теперь же пусть покупают хоть через Минск, и при этом не забывают ни про Минские соглашения, ни про особую позицию «батьки» Лукашенко в сырьевом вопросе.
Асимметричные ответы с некоторых пор стали своеобразной русской фишкой во внешнеэкономических вопросах. На финансовые санкции США мы отвечаем «дедолларизацией», на политическое давление ЕС – продуктовыми антисанкциями. Но нефть и уголь, согласитесь, не совсем адекватная «ответка» за стеклянную тару, формалин, электрические проводники, пружины для грузовых вагонов и даже за всю прочую продукцию. Просто подоспело время.
А ведь иного нам фактически не дано, а с Киевом, даже если там теперь и новый президент, иначе просто не получается. Хоть сколько-нибудь адекватной переговорщицей в сырьевых вопросах была когда-то Юлия Тимошенко, но на нынешних выборах именно это ей и припомнили. А самому адекватному потенциальному переговорщику, Юрию Бойко, явно не хватило для выхода во второй тур голосов с Донбасса и из-за границы, читайте: из России.
Пять лет назад в беседе с одной из бизнес-вумен я услышал поистине гениальную идею. «А может быть, Крым надо было просто купить?» Как-то объяснить собеседнице, что у героев майдана в Сахаре песку не купишь, не что кусочек «нэньки», мне в тот раз всё же удалось. Но сам подход слегка испугал – ведь наши топ-менеджеры, из тех, что под олигархами, похоже, ничем не лучше тех героев, которым на каждом киевском перекрёстке всё ещё поют «славу». Философия «купи, я всё продам» в наше время правит мозгами пострашнее, чем небезызвестный «Манифест» или же «Майн кампф».
А вообще-то, энергетический шлагбаум на русской таможне – это нормально. Газовые войны, схватки за транзит – это ведь одни из главных причин большого постсоветского развода. Разумеется, они здорово блекнут на фоне целенаправленной дерусификации и ренацификации. Крым же сбежал оттуда неспроста – людям просто так перекрашиваться вовсе не нравится. Теперь же им и воду перекрыли, и со стороны Керчи постоянно грозить пытаются.
Значит, надо отвечать. Не потому, что просто «надо», а потому, что это теперь действительно выгодно России, выгодно Крыму и невыгодно Украине. Точнее, украинскому руководству, и старому, и кажется, новому тоже. Насколько невыгодно украинскому народу? По всей видимости, не настолько сильно, ему же при любой позиции России в очередной раз тарифы на все виды энергии поднимут.
К тому же это выгодно пяти миллионам украинцев, которые продолжают трудиться на территории РФ. И кстати, зарабатывают для своих семей больше, чем направляют в украинскую экономику все западные инвесторы, вместе взятые. Спросите, почему выгодно? Да потому, что каждый лишний рубль в российском бюджете – это потенциальная прибавка к заработкам и для украинских гастарбайтеров. Да и вообще, ведь в незалежной президентские выборы уже позади. Да, выборы в Раду ещё впереди, так вот аккурат после них тарифы и поднимут.
К чему весь это пафос? Да к тому, чтобы мы не обольщались насчёт нового молодого главы украинского независимого государства. Как это и сделало наше правительство, которое многие, в том числе и автор этих строк, ругают чуть ли не ежедневно. Оставим за скобками криминологические версии о том, что из Кремля заранее дали отмашку укоротить поводок для одного из главных игроков на топливном рынке Украины – олигарха Игоря Коломойского, пусть даже именно его креатурой считается бесспорный победитель в борьбе за президентское кресло в Киеве Владимир Зеленский.
Чуть менее спорной представляется версия о том, что Москва, перекрывая поставки нефти и угля, готова тем самым притормозить украинские танки, которые якобы вот-вот снова пойдут на мятежный Донбасс. Хотя и в ней есть доля правды, даже с учётом того, что танки – это не ГРЭС и не ТЭЦ, их движки углём не заправишь. Однако в Москве неплохо представляют себе, что без топлива Украина не останется, просто обойдётся ей оно намного дороже. Вот тут-то и срабатывает философия той бизнес-вумен, о которой написано чуть выше.
А ведь в Киеве не забывают напоминать к месту и не к месту, что экс-президент Порошенко оставляет уже-президенту Зеленскому не самое плохое наследство. С ростом ВВП уже в 2,5 процента, при прогнозе аж в 3,1 или даже 3,3%, как указано в материалах МВФ. С формирующейся моделью аграрно-сервисной экономики, так симпатичной Западу. И с какой-никакой энергетической независимостью, прежде всего, разумеется, от России. Понятно, что, когда уже 40 с лишним процентов энергоресурсов в страну поступает из Белоруссии, можно куда смелее говорить об этом.
Да, потерян Крым, как впрочем, и Донбасс, пусть только почти, но тут уж Пётр Алексеевич с его императорскими инициалами вроде как и не виноват. Минские соглашения, в нарушении которых Москва и Киев не перестают обвинять друг друга, худо-бедно работают, помогая держать войну хотя бы не в горячей стадии.
При этом желание российского руководства «задушить» майданный режим экономически, вообще-то, вполне оправданное, глядя из Киева пока воспринимается, как неисполнимая мечта. Там помнят слова великого комбинатора: «Запад нам поможет». Только вот к ним так и напрашивается злобная добавочка после запятой: «если сможет».
При этом о полноценном возвращении Донбасса, в любом статусе, особом или даже автономном, тому же Зеленскому теперь можно ещё очень долго только мечтать. Хотя, вообще-то, многие страны после гражданских войн сумели как-то вернуться к единству. Впрочем, Украина в её нынешнем состоянии, особенно в идеологическом плане, – это явно не тот случай. Киев после майдана исхитрился всего за несколько ходов поставить пат и себе, и России, и даже ЕС со штатами. Хотя последних долгосрочная славянская флуктуация, похоже, смущает не больше, чем последствия арабской весны.
Разыгрывая сейчас несколько неожиданный нефтеугольный сценарий, Россия, в первую очередь, изрядно развязывает себе руки не только в собственном энергетическом экспорте, но и в плане помощи в восстановлении, хотя бы частичном, энергетических мощностей всё того же Донбасса. Вряд ли на этом хоть что-то наваришь, но очередные имиджевые очки в свою пользу заработаешь у многих.
У жителей ЛДНР лояльность покупать не надо, хотя там все прекрасно запомнили «другой референдум», закончившийся ничем. Зато у многих европейцев, из тех, что ещё не окончательно растеряли здравый смысл, ещё больше откроются глаза на сложившуюся ситуацию. Сами же жители незалежной, явно купившиеся на очередную «политическую обёртку», пусть и дальше медленно, но верно набираются желания не просто забыть майдан, как страшный сон, а наконец-то взяться за ликвидацию его последствий.
Майдан – болезнь, слишком уж явно напоминающая желудочные, лечение которых стартует с полной зачистки, или, если точно следовать медицинской терминологии, очистки. Причём не только желудка, но и кишечника со всем накопившимся там…
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас