В современных танках около 60% массы приходится на броню. Это микс из стали и керамики, усиленной динамической защитой, которая нейтрализует кумулятивные и кинетические боеприпасы. Также есть активная защита, которая сбивает снаряды противника еще на подлете. Броню создают с расчетом на то, что по ней будут стрелять из таких же орудий, как на танке. Все системы постоянно совершенствуются, но так было далеко не всегда.Первые танки разрабатывались для преодоления окопов, траншей и подавления пулеметов, поэтому их противником была пехота. Конструкторы могли себе позволить ставить броню просто под прямыми углами. Ее толщина была одинаковой с любого ракурса — в танк, преодолевающий линию траншей, могли стрелять со всех сторон. До середины 1930-х годов этого вполне хватало, ведь достойного артиллерийского ответа к тому времени ни у кого не было. Ситуация изменилась к началу гражданской войны в Испании. Противотанковые пушки калибра 20–37 мм без труда уничтожали любую итальянскую, советскую и немецкую бронетехнику того времени, и тем самым положили начало новому витку соревнования брони и снарядов.
Танки начали делать «толще». При сборке корпусов инженеры отказывались от заклепок и болтов в пользу сварки и литья. Изменился даже состав броневой стали. Пионерами среди «толстокожих» машин с рациональными углами наклона брони стали французы, но доля нас символом новой эры был советский Т-34. Его сконструировали по правилам, которые стали определяющими для школы танкостроения СССР: максимально плотная компоновка узлов, низкий силуэт и рациональные углы наклона брони.Великая Отечественной война столкнула две школы танкостроения — советскую и немецкую, а их соперничество вывело бронирование техники на совершенно новый уровень. Изначально самым «крепким» танком вермахта был Panzerkampfwagen IV Ausf. F. Лоб корпуса защищали 50 мм стали, борта и корму — 30 и 22 мм соответственно. У Красной Армии тяжеловесом считался КВ-1. Его бронирование можно назвать равномерным — 75 мм во фронтальной проекции и по бортам, а также 70 мм в задней части. Эту машину с трудом пробивали даже в корму, поэтому в ходе войны ей нередко срезали броню. Несмотря на это она прекрасно выполняла боевые задачи. Преимущество на старте гонки позволило СССР сосредоточиться на технологиях производства, в которых были заметны явные успехи. Рекорд сборки одного Т-34 — полчаса!
В 1943 году немцы довели до серийного производства свой бронированный ответ — танки «Тигр» и «Пантера». Их создание указывало на то, что Германия уже не рассчитывает на стратегию блицкрига. Подвижность и запас хода этих машин не позволяли ходить в рейды по тылам, однако огневая мощь позволяла пробивать Т-34 и КВ-1 с дальних дистанций. При проектировании новых танков немецкие конструкторы пытались создать неуязвимую технику, которая могла выехать на поле боя и всех уничтожить. Броня у Tiger и Panther была практически непробиваемой для противника, однако машины были очень тяжелыми.Последним творением инженеров фашистской Германии стал Tiger II. Некоторые считают его самым мощным танком Второй мировой войны. Лоб корпуса машины представляла 150-мм бронеплита, борта и корму защищали 82 мм стали. Все это было расположено под рациональными углами, а для большей прочности детали корпуса соединялись в шип. Красная Армия, в свою очередь, заканчивала войну с танком ИС-2: 120, 90 и 60 мм стали во лбу, бортах и корме соответственно. Он мог выдержать выстрел немецкой противотанковой пушки калибра 88 мм. Впрочем, судить о том, какая из машин обладала лучшей защитой, сложно. Хотя броня «Королевского Тигра» во фронтальной проекции была толще, она нередко трескалась при попадании снарядов.
Больше подробностей о бронировании боевых машин смотрите в видео от компании Wargaming.