Весьма интересные новости приходят из конструкторского бюро "Рубин", занимающегося проектированием без преувеличения сложнейших и мощнейших в мире атомных подлодок, в том числе стратегических. Широко известный "Борей", кстати, их детище. Так вот, КБ поделилось своим видением того, каким будет наш флот в ближайшей перспективе и в этой информации довольно много интересных деталей, которые мы сейчас подробно разложим по полочкам.
Приветствую на канале!
Начнём с того, что каким бы продвинутым КБ ни было, будущие очертания подлодки, в самом начале её пути, рождаются в несколько иных структурах, где горизонт планирования значительно шире и учитывается не только военно-технический прогресс противника, но и политическая карта мира. Какой смысл создавать колоссальных размеров флот, если некого им будет сдерживать? Вот-вот. Но вернёмся к "Рубину", и первое, что хотелось бы отметить - "Арктур" очень необычная подлодка, коих в мире пока не нет и не предвидится. Если взглянуть на американские концепции, то там гиперзвук только через лет десять освоить хотят, причём на имеющихся "Вирджиниях". Но что же в нём такого уникально? Во-первых, это наличие подводных дронов. Причём не каких-нибудь простеньких, исследовательских, а крупноразмерных боевых машин, способных самостоятельно действовать на удалении от носителя. Называются они "Суррогат-В", и на одном "Арктуре" их две штуки. Скорее всего вооружены они будут малогабаритными торпедами калибра 324мм, что-то по типу используемых в "Пакете". Во-вторых, системы обнаружения. Согласно изначальной концепции "Арктур" будет обладать чем-то вроде "умной" обшивки - его датчики разнесены по всему корпусу, что серьёзно повышает шансы на обнаружение противника. Аналогичный подход уже реализован, пусть и менее скромно, на 955А проекте. Ну и в-третьих, это габариты - ожидается, что атомоход должен быть на 20% меньше нынешнего "Борея", из чего следует огромное множество выводов. Начиная от банального удешевления и ускорения работ по производству, и заканчивая лучшими в плане скрытности данными.
В кадре "Суррогат-В", являющийся довольно крупной подлодкой. Вполне возможно, что он сможет выполнять роль "Посейдона" в той или иной степени.
Но всё это вполне обычная история, переходим к действительно интересным и ключевым деталям, а именно его вооружению. И вот тут-то и кроется уникальность атомохода - он должен стать гибридным. То есть применять и стратегическое вооружение, и тактическое. В самом начале в его концепцию заложили этот весьма необычный подход, который позволяет стратегу участвовать в локальных конфликтах любой интенсивности. Только представьте, что где-нибудь в Средиземном море "Борей" пускал бы "Калибры" в году так шестнадцатом, по объектам в Сирии. Звучит немного диковато, но это на первый взгляд. Далее по списку странностей идёт уменьшение числа ячеек - их будет 12, вместо 16, как это принято уже несколько десятков лет. Связан такой даунгрейд с одним довольно интересным мнением, суть которого заключена в следующем - лучше построить много атомных стратегов, но с меньшим количеством вооружения, чем несколько до зубов вооружённых. И дело кроется в возрастающей живучести флота. Как ни крути, но нейтрализовать три подлодки сложнее, чем две, при условии, что в сумме ракет одинаково. Так вот, у "Арктура" будет гибридный боекомплект, скорее всего половина которого представлена БРПЛ, а вторая уже крылатые или гиперзвуковые. Трудно сказать сколько, но если в одну ячейку влезет хотя бы три, то картинка будет следующей - 6 баллистических и 18 любых других. Скорее всего их будет больше, так как ячейки БРПЛ значительно шире, и мы бы ждали хотя бы по 5-6, как это реализовали американцы на первых своих "Огайо", где в одну шахту "Трайдента" загрузили сразу 7 "Томагавков". Но раньше времени загадывать не будем.
Весьма подробная визуализация "Актура" от американских экспертов.
И сейчас стоит подвести небольшой итог - "Арктур" должен совместить в себе сразу три, а не две функции, как пишут в СМИ - это стратегические задачи, тактические, а также специальные. Те, что решает "Белгород". Отсюда можно сделать несколько далеко идущих выводов, и первый из них звучит так - скорее всего перспективных подлодок хотят построить очень и очень много. Если допустить, что на одной будет по 6 БРПЛ, то для достижения нынешних примерно 200 ракет морского базирования нужно наклепать как минимум 3 с половиной десятка "Арктуров". Задача вполне себе решаемая, но здесь моментально встаёт второй вопрос - а что с международной реакцией? Как американцы могут такое допустить? Ведь в случае конфликта им придётся искать не 12 стратегов, а в три раза больше. И вывод довольно прост - либо американцы будут не в состоянии этому что-либо противопоставить, либо накал обстановки в мире достигнет своего апогея, и сдерживать противника придётся таким вот экзотическим способом, увеличивая число полу-стратегов. Само собой, что СНВ-3 или его гипотетические аналоги не рассматриваются вовсе, да и регулировать это дело чрезвычайно трудно. А теперь оцените горизонт планирования - впервые об "Арктуре" стало известно ещё год назад, когда все основные элементы международной безопасности функционировали как надо. Выходит, "Рубин" знает о грядущей обстановке или задачу с такими вводными выдали изначально. Это к вопросу о том, что в определённые элементы наших ВС заложены колоссальные запасы по прочности.
В кадре модуль АПЛ "Огайо", забитый "Томагавками".
В качестве итога хотелось бы отметить, что сами разработчики заявляют следующее: "Арктур" - это наиболее вероятный сценарий развития нашего флота ближе к середине десятилетия. Но далеко не единственный, и всё может измениться в любой момент, поэтому вариантов заготовлено много, но реализуется пока один. Кто знает, быть может США вообще лишатся флота и не смогут проецировать силу на внешних игроков, как это было с нашей страной в 90-е. А может и наоборот - затянут пояса, решат проблемы и станут с новой силой пытаться "играть" в мирового жандарма, хоть у них это не очень хорошо и получается. В любом случае, проект "Арктур" - это крайне интересная концепция, пытающаяся решить все существующие недостатки флота, пусть и весьма рискованной концепцией универсального решения.